Убытки и ремонт путей закрывают 25-летнюю историю комбинированного сервиса перевозок RoLa в Альпах

Несмотря на государственную поддержку, продолжать эксплуатацию стало невозможно. Как заявили в RAlpin AG – компании, управляющей RoLa и принадлежащей швейцарским операторам SBB, BLS и Hupac, маршрут более не может выполнять свою функцию в условиях регулярных отмен поездов и сбоев в графике. В I квартале 2025 года количество рейсов сократилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в 2024 году было отменено около 10% поездов, что привело к убыткам в размере 2,2 млн швейцарских франков.

«Состояние инфраструктуры, особенно в Германии, делает планирование практически невозможным. Это не отдельная проблема RoLa, а системная угроза для всей альпийской железнодорожной логистики», – заявили в RAlpin.

Rollende Landstraße – это формат комбинированных перевозок, при котором грузовые автомобили перевозятся по железной дороге в специальных низкоплатформенных вагонах, а водители сопровождают их в пассажирских купе. Эта модель широко использовалась в альпийском регионе для снижения трафика на дорогах и снижения экологической нагрузки.

Маршрут Фрайбург – Новара был запущен в 2001 году как временное решение до запуска проекта NEAT (Новая трансальпийская железнодорожная магистраль). Однако даже после ввода NEAT услуга продолжала обслуживать до 72 000 грузовиков в год, что составляло примерно 7% от всего объема комбинированных перевозок в Швейцарии.

Остановка RoLa приведет к тому, что часть грузов временно вернется на автодороги, поскольку инфраструктура для перевозок без водителя (например, кранами-погружаемые полуприцепы) пока недостаточно развита. В частности, не хватает соответствующих терминалов и адаптированного подвижного состава.

Закрытие маршрута вызвало жесткую критику со стороны профсоюзов и экологических организаций. Так, Швейцарская федерация профсоюзов (SEV) и ассоциация Pro Alps предупредили о «волне грузовиков», которая может вернуться на альпийские дороги, что нанесет ущерб климату, инфраструктуре и здоровью жителей региона.

После закрытия швейцарского RoLa единственным действующим маршрутом такого типа в Европе останется линия через перевал Бреннер, которую обслуживает Rail Cargo Group (маршруты Вергль – Тренто, Бреннер – Вергль, Вельс –Марибор). В RAlpin выразили надежду, что при поддержке политиков в будущем удастся создать новые, устойчивые логистические решения, чтобы не утратить достигнутый за 25 лет прогресс в области экологически чистых перевозок.