Требования к концессионерам в сфере ЖКХ ужесточатся
Требования к концессиям в сфере ЖКХ ужесточаются с сентября. Осенью вступит в силу закон, принятый в феврале нынешнего года.
С 1 сентября в России вступают в силу ужесточенные требования к концессионерам в сфере ЖКХ, рассказал "Российской газете" председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. Первое значимое изменение касается повышения надежности и качества коммунальных услуг. Износ сетей в стране превышает 40%, что приводит к частым авариям и потерям ресурсов. Новые правила обязывают концессионеров разрабатывать и выполнять инвестиционные программы модернизации инфраструктуры, включая плановую замену труб и оборудования. Для граждан это означает снижение риска прорывов и перебоев в подаче тепла и воды, особенно зимой, а также потенциальное улучшение качества питьевой воды, поясняет Пахомов.
Второй важный аспект - усиление контроля за тарифами и финансами концессионеров. "Госдума, отмечая проблему "паразитирования" (когда компании использовали муниципальное имущество, не вкладываясь в ремонт, а извлекая прибыль), ввела ряд мер, - говорит депутат. - Теперь обязательна оценка экономического эффекта от соглашений, требуется подтверждение опыта и квалификации компании. Наша цель - снизить риски необоснованного роста тарифов за счет направления средств концессионеров в первую очередь на модернизацию, а не только на прибыль".
Третье направление - повышение ответственности региональных властей и концессионеров. Новые правила усиливают контроль за тарифами и исполнением соглашений. Например, регламентирована передача бесхозных сетей.
"Ужесточение требований к концессионерам направлено на защиту интересов граждан путем снижения аварийности, обеспечения справедливых тарифов и модернизации изношенной инфраструктуры", - говорит Пахомов.
Пока не совсем понятно, как будет работать новый закон, отмечает исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова. К примеру, неясно, как будет оцениваться опыт юрлица с учетом того, что для выхода в концессию в другой город опытный концессионер, как правило, создает еще одну, новую компанию. Некоторые нововведения, по ее мнению, дублируют уже существующие обязанности концессионеров - например, в инвестиционной программе должно быть прописано примерно то же самое, что и в концессионном соглашении.
Важный момент - у инвестора появляется возможность в принципе не заниматься оформлением незарегистрированного имущества и по истечении трёх лет для новых и одного года для действующих концессий получить его без конкурса в аренду с включением в тариф фактически указанных в договоре арендных платежей. В этом случае ни региону, ни концессионеру не надо тратить лишние деньги на регистрацию имущества, все новые или старые неоформленные объекты пойдут в аренду, говорит Довлатова.
Однако, чтобы ситуация с концессиями существенно изменилась, считает Довлатова, нужно, в первую очередь, изменить отношение к ней со стороны региональных властей, для которых водоканалы как муниципальные предприятия пока более понятны и управляемы. Кроме того, необходимо изменить экономику отрасли в целом: при нынешних заниженных тарифах на воду, отмечает она, концессионеру практически невозможно окупить свою деятельность.
Как сообщала недавно Счетная палата, концессии пока не стали значимым механизмом привлечения внебюджетных средств в ЖКХ. Одна из причин - установление предельных индексов повышения платы граждан за коммунальные услуги на короткие сроки. Это влияет на возможность привлечения внебюджетных инвестиций в сектор: непредсказуемость возврата инвестиций делает рынок ЖКХ непривлекательным, говорилось в отчете СП. По данным аудиторов, на начало октября 2024 года в России были переданы по концессионным соглашениям более 163 тыс. объектов ЖКХ, это более 12% от общего количества объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Лидерами являются Кировская и Самарская области, где в концессию передано более 80 % объектов ЖКХ. К началу 2024 года реализовывались или были завершены 3 509 КС в сфере ЖКХ, это 85 % всех заключенных соглашений.