ЦБ и Госдуму попросили перенести механизм "второй руки" для банков на 2026 год
Глава Ассоциации банков России (АБР) Денис Липаев обратился в ЦБ РФ и Комитет Госдумы по финансовому рынку с просьбой перенести срок вступления в силу новой меры по защите россиян от мошенников, которая предусматривает подтверждение банковских операций доверенными лицами. Неформально эта мера получила название "второй руки" и должна заработать 1 сентября 2025 года. Из письма АБР, копия которого есть в редакции "РГ", следует, что банки не успевают внедрить защитный механизм в этот срок.
Срок вступления в силу правила "второй руки" закреплен в Законе 41-ФЗ "О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям". С этой даты планировалось дать возможность россиянам оформлять доверенность на своих родственников или других близких, чтобы они могли отклонять их операции для защиты от мошенников. Мера рассчитана в первую очередь на пожилых людей.
Практика "второй руки" уже внедрена отдельными банками и применяется для защиты пенсионеров и юных клиентов от мошенников
В своем письме АБР информирует, что для внедрения механизма требуется донастроить работу целого ряда банковских систем и все каналы обслуживания, включая онлайн-банкинг, карты, банкоматы, кассы, терминалы самообслуживания. Из-за масштаба работ банкиры просят перенести дату запуска "второй руки" на 1 сентября 2026 года. Также в письме оговорен второй вариант с переносом даты на 1 января 2026 года при условии, что мера заработает только отчасти и не будет охватывать сразу все рискованные операции.
"Поддерживаем концепцию усиления защиты клиентов, но считаем критически важным сохранить баланс между безопасностью и реалистичным подходом к внедрению инновации. Сервис должен быть эффективным, а его создание - технически осуществимым, сроки - реалистичными, конечный результат - понятным для пользователей", - пишет Денис Липаев.
В пресс-службе Центробанка подтвердили получение письма и пообещали ответить на него в установленном порядке. Глава Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков сообщил "РГ", что допускает перенос срока. "У отдельных банков уже есть опыт внедрения сервисов, когда клиент может выбрать доверенное лицо для подтверждения операций. Но это единичные кредитные организации. Допускаю, что реализация в масштабах всей банковской отрасли к 1 сентября может вызвать трудности у банков. Мы изучим их доводы и, возможно, рассмотрим вопрос о переносе сроков, чтобы дать время на доработку инфраструктуры. По поводу изменений самого механизма "второй руки", которые банки предлагают, пока сложно что-то сказать", - прокомментировал депутат.
Основная проблема у банков возникла с нехваткой ИТ-ресурсов, однако ситуация в разных организациях отличается, рассказал "РГ" гендиректор Ассоциации развития финансовой грамотности Эльман Мехтиев. "С той повесткой импортозамещения программного обеспечения, которая является сейчас не просто приоритетом, но и регуляторным требованием, все ИТ-ресурсы брошены именно на это. Но если законодатели решат перенести срок вступления в силу требований, всегда найдется тот, кто уже сделал изменения, не дожидаясь вступления закона в силу. И тогда это станет конкурентным преимуществом, о чем нам будут сообщать при любой возможности. Кто проиграет от этого? Вряд ли тот, кто первым внедрил "вторую руку"... Скорее те, кто следил за конкурентами и не стал внедрять такую практику, даже несмотря на ее обсуждение в качестве законодательной инициативы", - считает эксперт.
Практика "второй руки" уже внедрена в банковской отрасли в ряде стран и хорошо себя зарекомендовала, напомнила доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Белянчикова. "Это помогает заблокировать перевод или обращение за кредитом, на котором настаивают аферисты. Обычно сервис применяется для защиты пенсионеров или, наоборот, для слишком юных клиентов банков, готовых совершить необдуманную операцию. Помимо благого намерения - борьбы с мошенниками - есть дискуссия вокруг зависимости клиента от доверенного лица. Такая ситуация возможна, если распространить "вторую руку" вообще на все операции. Поэтому пользоваться сервисом нужно осмотрительно", - заключила она.
Сейчас наличие такого сервиса у банка является рекомендованным, но необязательным. Услугу предлагали несколько банков, и распространяются они на людей с инвалидностью, маломобильных и пожилых граждан, отмечает Эряния Бочкина, аналитик Банки.ру.