Глава H&N: возможность "кормить мир" — не лозунг, а стратегическая цель
— В мае прошлого года Danone сообщила о завершении французской компанией сделки по продаже своих активов в РФ. Расскажите, каким для вас был этот год и с какими трудностями вы столкнулись?
— Самое важное изменение за прошедший год — мы стали полностью российским бизнесом, автономным и независимым. Сегодня мы сильный и уважаемый игрок на российском молочном рынке, с портфелем очень известных локальных брендов и уникальным багажом лучших мировых практик и подходов к качеству и безопасности выпускаемой продукции, научной и отраслевой экспертизы.
У нас впечатляющие финансовые результаты. Наша доля рынка выросла на 1,1 процентного пункта и составила 13,2%, а выручка за 2024 год выросла на 21,6% и превысила 140 млрд рублей, объемы производства — более чем на 20%. За это время стартовал большой проект по строительству сушки молока в Казани, в Саранске была запущена линия по производству рассыпчатого творога, идет активная подготовка к установке новых производственных линий на заводах в Самаре, Шадринске, модернизируется завод в Чехове.
Конечно, были и сложности, из которых рождались приоритеты. Например, если раньше наши заводы были недозагружены, то сейчас, с увеличением спроса и объемов производства, на некоторых линиях мы упираемся в потолок производительности. Производства работают на высоких объемах и скоростях, и мы вкладываемся в расширение мощностей и повышение эффективности через автоматизацию с использованием современных технологий, например беспилотных погрузчиков и паллетайзеров.
Затронул нас и масштабный кризис с упаковкой, вызванный санкциями. Из-за ухода некоторых зарубежных поставщиков с российского рынка нам пришлось с нуля и в очень сжатые сроки найти им замену и локализовать закупку критически важных компонентов, обеспечив беспрерывность наших процессов. Можно сказать, что пик кризиса пройден. Остается ряд точечных вопросов, работа над которыми продолжается. Сейчас основная доля нашей упаковки производится в России, некоторые виды закупаются у партнеров в Китае, ОАЭ. Доля импорта составляет примерно 6%.
— Есть ли у вас планы по проведению ребрендинга?
— Да, такие планы есть, и мы в этом направлении сейчас активно работаем. Думаю, что уже этой осенью мы сможем публично представить новое имя компании — не только более понятное и близкое для российского потребителя, но и отражающее суть нашего бизнеса и нашу миссию: "Мы каждый день заботимся о здоровье и счастье поколений".
— Планируете ли вы проводить реорганизацию компании и изменение типа акционерного общества на публичное? Есть ли у вас планы по проведению IPO?
— Сейчас рано об этом говорить — и не пришло время для таких решений. По-прежнему есть корпоративные процессы, которые нужно отстроить для стабильного существования компании как российского предприятия — с точки зрения системы управления, риск-менеджмента. Мы сосредоточены на расширении и модернизации нашей производственной платформы, стабильности поставок, локализации ингредиентов и оборудования.
— Какие новые продукты планируете выпустить в ближайшее время?
— В тех брендах, которыми компания располагает, содержится огромный потенциал. Мы постоянно работаем над инновациями, отслеживая современные тенденции рынка, и только в прошлом году порадовали потребителей 30 новинками.
В этом году новинками уже пополнился бренд "Даниссимо", будут еще приятные сюрпризы для наших потребителей. Должен отметить, что все наши топ-новинки растут более чем на 20%.
— Расскажите о финансовых результатах компании в 2025 году, как изменились выручка и объемы производства? Какие результаты вы ожидаете по итогам текущего года?
— Рост объемов производства за четыре месяца 2025 года составил 12%, и рост нашей выручки сопоставимый. Мы планируем завершить 2025 год с ростом всех ключевых финансовых показателей по сравнению с 2024 годом. В целом компания чувствует себя уверенно, финансово устойчиво и независимо.
— Какая доля импортного сырья используется на ваших производствах? Есть ли сложности с его поставками, в том числе с заквасками?
— Львиная доля необходимого нам сырья для производства продукции и упаковки локализована в России. Конечно, остаются ингредиенты, которые по умолчанию необходимо импортировать: манго, бананы, какао-бобы — они не растут в России. Закупки основного компонента — сырого молока — мы осуществляем только у российских поставщиков.
Закваски все еще импортные. Локализация заквасочных культур — задача очень сложная, требующая не только коллекции штаммов, но и вложений в НИОКР: отладки технологии, биохимической среды, настройки температурных и технологических режимов.
В случае нашей компании речь идет не просто о заквасках, а о пробиотических культурах с положительным (и доказанным) эффектом на здоровье людей, именно эти культуры нужны для производства ряда наших функциональных продуктов. Первые достойные результаты с партнерами из России и дружественных стран у нас уже есть, но требуется время. На период до завершения "пилотов" наша безопасность обеспечена большим стоком заквасок, уже сформированным в компании.
— В ноябре прошлого года вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев посетил предприятие компании и попросил рассмотреть возможность установки линии по производству сливочного масла. Расскажите, ведет ли компания уже соответствующую работу?
— Да, мы вернули в наш ассортимент сливочное масло, производится оно в Татарстане и в Алтайском крае. Надо сказать, что напряженность на рынке, возникшая в связи с ростом спроса на масло в прошлом году, ослабла. Уровень запасов сливочного масла в стране к прошлому году увеличился на 56%, сливок — на 25%, сыра — на 12%. Это говорит о восстановлении баланса спроса и предложения на масло и продукты с высоким содержанием жира.
— Экспорт стал одним из стратегических приоритетов развития компании. В какие страны уже поставляется ваша продукция? Какие новые рынки были открыты в 2024 году и какие у вас планы на текущий год?
— В 2024 году доля экспорта в нашей выручке составила около 2%, это немного, но и немало для первого года развития экспортного направления в недавно локализованном бизнесе. К тому же у нас сложный для экспорта продукт — свежий молочный, с ограниченным сроком годности и требующий особых условий транспортировки. Нам удалось организовать регулярные экспортные отгрузки в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Армению, Грузию, Монголию. Продолжаем небольшие партии ультрапастеризованного молока "Простоквашино" экспортировать в Китай.
Как вы правильно заметили, экспорт является одним из основных наших приоритетов, и нам важно в этом направлении постепенно наращивать наши возможности. Для этого у нас есть развитая сырьевая и производственная база, сильные бренды, высокая культура качества и экспертиза в производстве, доставке и продвижении молочной продукции. Мы анализируем мировой молочный рынок и формируем список потенциальных стран и категорий, которые станут нашими фокусами развития на ближайшие пять лет.
Работаем над тестовыми продажами на рынок Ближнего Востока (ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия). Для этого мы недавно получили необходимую аттестацию и сертификат "халяль" для нашего предприятия в Ялуторовске, в ближайшее время будет сертифицировано еще два завода компании. Планируем активно развивать наш бизнес в Центральной Азии, на Кавказе и в Белоруссии. За прошлый год объем поставок в эти страны превысил 12 тыс. т, а с начала 2024 года уже было отгружено 4,6 тыс. т. В планах вырасти на 30%.
— Какие экспортные направления вы считаете приоритетными?
— Среди ключевых направлений — Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия и Монголия. В этих странах потребители хорошо знакомы с нашими продуктами, потребляют их на протяжении поколений, а "Простоквашино" многими из них воспринимается как эталон качества. Также очень интересен и перспективен рынок Ближнего Востока. Будем продолжать осваивать Китай.
— Расскажите об инвестиционной программе компании. Какие у вас планы на 2025 год и на какие проекты будут направлены средства?
— Приоритетная задача для нас сегодня, в том числе и для инвестирования, — развитие и повышение эффективности наших производственных мощностей и процессов. Планируем устанавливать новые линии для производства полюбившихся потребителям продуктов, например, греческого йогурта "Простоквашино", "Даниссимо фантазия" в Шадринске, в Самаре будем устанавливать линию по производству напитков на растительной категории Planto, идет строительство цеха сушки сухого молока в Казани. В Чехове расширяем мощности для производства греческого йогурта, монтируем оборудование для запуска нового процесса — сгущения сыворотки.
Будем продолжать инвестировать в продвижение наших продуктов, их маркетинговую поддержку, инновации, НИОКР, социальные инициативы, развитие и поддержку наших сотрудников.
— Рассматриваете ли вы возможность по расширению собственного молочного производства?
— Мы уже второй год увеличиваем производственные мощности на наших заводах, чтобы обеспечить производство растущих объемов творога, йогуртов, напитков на растительной основе, наладили сушку молока, скоро запустим сгущение сыворотки. Однако о каких-то конкретных планах по приобретению молочных ферм говорить пока рано.
— Вы выступаете на партнерской сессии ПМЭФ-2025 "Продовольственная безопасность России: вызовы и стратегии". Каковы главные задачи дискуссии?
— Сессия — важная площадка для открытого разговора о будущем российской продовольственной политики и роли бизнеса в обеспечении стратегических задач. Особенно это актуально в контексте обновленной Доктрины продовольственной безопасности. Документ задает четкие ориентиры: к 2030 году Россия должна увеличить долю отечественной продукции в розничной торговле до не менее 90%. Кроме того, впервые в качестве приоритета на федеральном уровне закреплен экспорт продовольствия как элемент глобальной ответственности.
Один из ключевых тезисов сессии — чтобы по-настоящему встроиться в международные цепочки поставок, России необходимо сформировать зрелую систему поддержки экспортно ориентированного производства. Не менее важно обеспечить условия для локализации продукции под конкретные рынки. Также будем продолжать поднимать вопрос упрощения экспортных процедур внутри страны.
И наконец, важно помнить, что продовольственная безопасность — это не только про самодостаточность, но и про ответственность. Возможность "кормить мир" — не лозунг, а стратегическая цель, требующая системных решений и зрелого диалога между государством, бизнесом и обществом.