Мисселинг: как защититься от обмана при покупках
И чем шире рынок товаров и услуг, тем чаще можно встретить недобросовестных поставщиков. В надзорные органы и суды поступает немало обращений по защите прав потребителей. Один из наиболее популярных видов обмана – мисселинг (от английского misselling – неправильная продажа). Выделяют несколько разновидностей недобросовестных продаж: Навязывание дополнительных услуг: клиенту предлагают всевозможные сопутствующие опции, которые якобы будут ему весьма полезны, а на самом деле все эти мнимые преимущества заметно увеличат стоимость покупки. Самый распространённый пример – дополнительная страховка техники от падения или намокания. Сокрытие информации о товаре или услуге – ещё один распространённый вариант мисселинга. Продавец намеренно не раскрывает все условия сделки, если речь идёт о скрытых комиссиях или других дополнительных расходах. Также умышленно могут не разглашаться недостатки товара, при этом его выгодные стороны продавец непременно подчеркнёт. Подмена товара или услуги: продавец предлагает не тот продукт, который изначально был заявлен. К примеру, в витринной карточке смартфона обозначены одни характеристики, а по факту функциональные возможности техники отличаются в худшую сторону. Продажа товаров, которые не отвечают требованиям клиента. Этот вид недобросовестной торговли похож на предыдущий с той лишь разницей, что покупателя намеренно вводят в заблуждение, пользуясь его недостаточным уровнем технических знаний. Манипуляция с условиями договора: в документ добавляют пункты, не согласованные заранее с клиентом. В результате итоговая стоимость растёт, что часто бывает неожиданным для покупателя. Для примера: продавец обещает бесплатную доставку, но не сообщает о дополнительной оплате подъёма покупки на этаж. Чтобы защититься от мисселинга, важно внимательно изучать условия договора, заранее изучить товар или услугу на сайте компании, проконсультироваться с компетентным независимым специалистом или человеком, хорошо знающим специфику предстоящей покупки. Также важно чётко следовать своей цели, не соглашаясь на переплату за навязанные дополнительные опции или другой товар по менее привлекательным условиям. Однако следует помнить, что доказать факт мисселинга может быть затруднительно, если вы уже согласились на сделку и поставили свою подпись. Вместе с тем вернуть деньги всё же возможно. В случае покупки дополнительных страховок клиент вправе воспользоваться периодом охлаждения и отказаться от них. Также за защитой своих прав после покупки у недобросовестного продавца можно обратиться в Роспотребнадзор и прокуратуру. На стороне клиента в случае мисселинга со стороны финансовых организаций будет и Банк России. В частности, если кредитная организация нарушает правила продажи сложных финансовых продуктов, регулятор может обязать её вернуть вкладчикам средства в принудительном порядке. Ирина ЛЕОНОВА