Сергей Катырин: Государство усилило адресную поддержку бизнеса
Сергей Николаевич, как изменилась господдержка МСП с этого года, когда его включили в федеральный проект «Эффективная и конкурентная экономика»? В 2025 году господдержка МСП претерпела ряд изменений. На период до 2030 года предусмотрено на 21% меньше финансирования, чем в предыдущую шестилетку. С точки зрения адресности направления этих средств, я думаю, что усилилась в связи с тем, что в предыдущие годы были наработаны соответствующие инструменты: это и льготные кредиты, и льготный лизинг, и зонтичные поручительства, которые выделяются совместно Корпорацией МСП, региональными гарантийными организациями и ВЭБ.РФ. Это инструменты, которые работали, которые востребованы и которые, я полагаю, будут действовать в дальнейшем. Но сейчас мы делаем упор на то, чтобы в первую очередь поддерживать растущие компании. Необходимо работать не над увеличением количества компаний, а над увеличением производительности труда и повышением качества работы тех компаний, которые есть на сегодняшний день. Приведу статистику. Сегодня у нас 90 с лишним процентов – это микропредприятия с численностью до 15 человек. Если вы поделите количество работающих в малом бизнесе на количество этих микропредприятий, то увидите, что в них трудятся 2,4-2,7 человек. Поэтому нужно работать над тем, чтобы росла именно производительность труда. Это новый уровень. Президент поставил задачу повысить производительность труда на 20 %. Вот в этом усиление и будет. Я не сомневаюсь. Можно ли говорить о каких-то первых результатах в этом году? У нас в начале года сложились очень неплохие цифры с точки зрения количественных показателей. В Москве – это больше 20 % от количества занятого населения. Повторюсь, что сегодня надо работать над увеличением количества тех, кто работает в производственном, в инновационном секторах. Но пока у нас большинство предприятий работает в сфере услуг. Это естественно, это неплохо, но надо, чтобы и другие секторы развивались. ТПП предложила реформировать институт банкротства, особенно в части реструктуризации долга. Какие есть сложности в этой связи? Процедура банкротства почти всегда приводит к ликвидации предприятий. Мы считаем, что нужно вносить в нормативную базу изменения и работать над тем, чтобы сохранить компанию в тех случаях, когда она попадает в сложную ситуацию. Поэтому мы совместно с ФНС России создали такую структуру, которая занимается реновацией, пытается оказать помощь этим предприятиям, с тем, чтобы их сохранить. Институт уже заработал. Причем не только в Москве. Сейчас появились регионы, которые заинтересовались созданием такой структуры на своей территории. В качестве примера могу привести, в первую очередь, Татарстан. Речь идет об общем подходе? Это не какой-то общий подход. Это конкретные предприятия – те, кто узнал о нашей структуре и захотел воспользоваться этим сервисом. На каких условиях должен возвращаться зарубежный бизнес в Россию? И нужно ли его возвращать? Несомненно, нужно. Во-первых, не все ушедшие с нашего рынка зарубежные компании такие плохие, как о них часто думают. Во-вторых, мы нуждаемся в технологиях и в некотором оборудовании, которое еще до конца не освоили. А потом мы же не хотим создать закрытую экономику, которая работает сама в себе. Мы открытая экономика была и есть. Я хочу сказать, что многие из тех, кто якобы ушел с рынка, продолжают здесь работать, по-другому себя назвав. Я их знаю. Тут подход, конечно, должен быть индивидуальный. В отношении же тех, кто желает вернуться, могу добавить, что они не должны навредить нашим инвесторам, которые взялись за импортозамещение и вложили средства. Ведь многие из них находятся в инвестиционном процессе и еще не окупили свои инвестиции. Это первый и главный фактор. Второе – они должны прийти с новыми технологиями, локализовать производство, закупать наши материалы и комплектующие, а также вовлекать в производственный процесс наши трудовые ресурсы. Есть набор предложений, которые сформулировала в том числе Торгово-промышленная палата. Они известны, они перекликаются с другими предложениями, в том числе озвученными президентом России. Сейчас многие прощупывают почву. Но пока осторожно относятся к вопросам возвращения. Какая работа проводится по созданию единой финансовой структуры БРИКС? Будет ли создано самостоятельное и независимое рейтинговое агентство? В этом плане работа идет. Это должен быть альянс национальных рейтинговых агентств. Принцип один простой: вы должны друг друга признавать, работать по одним правилам, признавать результаты рейтингов друг друга. Пока мы вырабатываем предложения во внутренних структурах. Но эти вопросы надо решать на государственном уровне. Наверное, это работа не одного года? Мы работает над этим вопросом уже не первый месяц. Всё зависит от того, насколько быстро мы найдём согласие. Это очень непросто. Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов