На ПМЭФ обсудили способы стимулирования производства инновационной медтехники

Вызовы, с которыми сталкивается в последние годы медицинская промышленность, заставляют искать новые пути стимулирования разработчиков и производителей инновационных фармпрепаратов и медицинской техники. Одна из таких мер - создание технологических хабов в странах-партнерах, цель которых - стимулировать совместные разработки инновационной медтехники и продвигать ее поставки на международном рынке, - об этом сообщила первый заместитель генерального директора компании "Иннопрактика" Наталья Попова на сессии ПМЭФ "Развитие медицинских технологий - ключ к повышению качества жизни".

На ПМЭФ обсудили способы стимулирования производства инновационной медтехники
© Российская Газета

"В настоящее время практически все сегменты промышленности продолжают сталкиваться со сложными проблемами. Первое - это внешние вызовы, санкционное давление. И второе - это внутренние вызовы, в основном связанные с высокой процентной ставкой, но также и узостью рынка, и доступом к подготовленным кадровым ресурсам. Это характерно в целом для любых секторов экономики, но конкретно для медицинских технологий мы сталкиваемся с дополнительными сложностями", - отметила Наталья Попова.

Так, например, при разработке новых фармпрепаратов характерен долгий инвестиционный цикл - от появления перспективной молекулы и до вывода на рынок готового лекарства в среднем проходит 10-12 лет, поэтому очень мало компаний готовы финансировать свои фармразработки с нуля, с поиска активного вещества.

Тем не менее, отметила Попова, уже сформировался пул высокотехнологичных фармкомпаний, которые идут на риск и инвестируют в разработки инновационных лекарств.

"Мы обсуждаем, что можно сделать в этом направлении. И одна из возможностей - это преодоление узости местного рынка и помощь в выводе продукта на международные рынки. Когда это получается - это уже большая победа, потому что это повышает окупаемость затрат по сравнению с тем, если ограничиваться в только российским рынком", - считает Попова.

Понятно, что завоевывать зарубежные рынки крайне сложно. "Здесь очень важны международные партнерства. В фармацевтической промышленности таким драйвером развития может стать создание фарма-интегратора, с помощью которого, имея, например, лекарственную молекулу с доказанной эффективностью, можно инициировать совместные международные разработки лекарственного препарата с перспективой вывода его в оборот совместно с иностранными партнерами. Речь и о поставках в России и их расширении на зарубежные рынки. Прежде всего мы рассчитываем на такое партнерство со странами БРИКС", - подчеркнула Попова.

Что касается медицинской промышленности, и в этом сегменте есть компании-лидеры или, как назвала их Попова - "национальные чемпионы", чья продукция может быть уже сегодня востребована за рубежом.

"У нас действительно есть классные разработки. Это, например, "умные" бионические протезы, которые управляются, упрощенно говоря, силой мысли. Более того, есть такие разработки, когда протез может чувствовать горячее и холодное, ощущать форму предмета - то есть такие изделия создают другое качество жизни для людей с ограниченными возможностями. Еще один пример - уникальный маммограф с функцией прогнозирования на базе ИИ - это абсолютно другой уровень диагностики. Много сделано в части носимых медицинских устройств - они помогают проводить постоянный мониторинг за показателями здоровья, что дает возможность врачу быстро реагировать и при необходимости корректировать терапию", - перечислила Наталья Попова.

Для продвижения новых технологических решений целесообразно создавать технологические хабы, - говорит эксперт.

Сначала мы создавали их, честно говоря, для облегчения закупки и поставки в страну комплектующих. Такой технохаб уже работает в Китае. Но стало ясно, что у него гораздо большие перспективы, с его помощью можно помогать продвижению продукции компаний-лидеров, национальных чемпионов в другие страны. Также на стадии открытия технохаб в Нью -Дели в Индии. Работаем с Бразилией, ОАЭ", - рассказала Попова.

Помощь производителям перспективных фармпрепаратов и медтехники должна быть комплексной, многокомпонентной.

"Узкое место - доступ к дешевым деньгам. Для этого у нас есть и программы субсидирования процентной ставки, и программы "доращивания", где мы даем гранты на доработку перспективных российских технологий.

Есть и нефинансовые меры поддержки. И это не только доступ к экспортным рынкам, но и помощь в выведении компаний на IPO. Это тоже большая задача", - заключила Наталья Попова.