РЖД: сокращение объемов погрузки на сети – продолжающийся тренд
«У нас с сентября 2024 года [появился] тренд по сокращению объемов погрузки. Сейчас он продолжается», – подчеркнул Макаров, комментируя текущую ситуацию в грузовом секторе железнодорожной отрасли.
По его словам, одной из причин, сдерживающих рост транспортных объемов, стало снижение масштабов инвестиционной программы РЖД, что влияет не только на модернизацию инфраструктуры, но и на возможность увеличения провозных мощностей. «Мы, не строя инфраструктуру, начинаем подтормаживать процессы перевозки грузов», – отметил представитель холдинга.
Ситуация отражает системную проблему: в условиях бюджетных ограничений и внешнеэкономической нестабильности темпы развития железнодорожной сети замедляются, что оказывает прямое влияние на способность оператора эффективно обрабатывать растущие логистические потоки, в том числе экспортно-ориентированные грузы, перевозку угля, нефтепродуктов, зерна и металлопродукции.
Сокращение объемов погрузки наблюдается на фоне сохранения высокого спроса на логистику в ряде направлений, что делает проблему дефицита инфраструктурных мощностей особенно острой. На ряде участков сети, особенно в восточном направлении, сохраняется перегрузка и дефицит пропускной способности, о чем неоднократно заявляли представители отрасли и крупнейшие грузоотправители.
Как ранее сообщалось, в I квартале 2025 года объемы погрузки на сети РЖД сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе по ключевым сырьевым категориям. По мнению экспертов, для стабилизации ситуации необходимо возобновление и расширение инвестиционных программ, включая модернизацию участков с ограниченной пропускной способностью и закупку тягового подвижного состава.
На этом фоне участники форума активно обсуждают роль государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах и необходимость поиска новых финансовых инструментов, способных компенсировать замедление государственных инвестиций.