Маркетплейсы могут развернуть в пунктах выдачи заказов сеть своих банкоматов
После того, как крупнейшие маркетплейсы в России обзавелись собственными банками, включая Ozon Банк, Вайлдберриз Банк и Яндекс Банк, они могут развернуть в своих пунктах выдачи заказов (ПВЗ) сеть банкоматов. Прямо о таких планах сообщил вице-президент Ozon по взаимодействию с органами государственной власти Дмитрий Ким.
"Весь обязательный джентльменский набор финансовых услуг у нас, конечно же, будет. Будем даже выходить из цифры: недавно анонсировали установку собственных банкоматов, планируем их расставить в различных точках - в том числе, в пунктах выдачи заказов", - сказал Ким в интервью ТАСС.
По словам профессора Финансового университета при правительстве РФ Марины Абрамовой, уже все крупнейшие маркетплейсы в России, кроме Avito, создали свои собственные банки, чтобы не зависеть от обычных банков, не платить им комиссии за транзакции и не выпускать клиентов за пределы собственной экосистемы. "Соответственно, Ozon Банк сделал еще один шаг в этом направлении и путем запуска сети банкоматов расширяет сферу своего присутствия и операционной деятельности", - пояснила она.
Каждый маркетплейс в России стремится создать единую экосистему, где клиент может получить полный спектр услуг от покупки товаров до финансовых операций, подтвердила "Российской газете" доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Мария Твердохлебова.
"Банкоматы в ПВЗ позволяют связать цифровые финансовые сервисы с физическими точками контакта, обеспечивая бесшовный клиентский опыт. В частности, установка банкоматов позволяет привлекать новых клиентов, повышать частоту их взаимодействия с брендом, а также увеличивать средний чек и стимулировать повторные покупки", - перечислила она. Кроме того, банкоматы позволят маркетплейсам собирать информацию о транзакциях не только внутри экосистемы, но и за ее пределами. Эта информация может быть полезна для развития их бизнеса.
В ряде ситуаций получать наличные деньги со своего счета в банке маркетплейса, не выходя из ПВЗ, может быть очень удобно, и наверняка люди оценят новый сервис, допустила декан экономического факультета РГГУ Наталья Сопилко. "Это поспособствует частичному замещению маркетплейсами функций коммерческих банков. А в перспективе, в случае широкого распространения сети банкоматов, может привести к переделу финансового рынка в нашей стране", - сказала она.
После того, как банки, входящие в одну экосистему с маркетплейсами, стали открывать россиянам вклады и выдавать кредиты, запуск собственных банкоматов стал логичным шагом, отмечает научный сотрудник Института Гайдара Мария Гирич. "Установка собственных банкоматов позволит снизить зависимость от использования устройств других банков для работы с наличными, а также уменьшить собственные комиссии и комиссии пользователей", - говорит она.
Скоро маркетплейсы могут пойти еще дальше и предложить россиянам целый ряд других финтех сервисов, прогнозирует Мария Гирич. В том числе факторинг для бизнеса, оплату закупок или выкуп дебиторской задолженности, лизинг автомобилей, и даже страховые продукты. Первые шаги на этом пути уже сделаны, например, есть страхование для транспортных компаний, работающих через "Вози Ozon", для покрытия убытков в связи с утратой или повреждением груза.
"В случае масштабирования этой практики могут появиться проблемы с точки зрения рыночной конкуренции, ведь маркетплейс фактически будет привязывать пользователя к собственным сервисам, предоставляя скидки при оплате картой собственного банка. Это наверняка будет вызывать вопросы и жалобы у конкурирующих участников рынка", - заключила она.