Топ-менеджер ВТБ: времена высоких ставок диктуют свои правила
— Насколько эффективны и доступны программы господдержки для бизнеса? Какова доля госпрограмм в вашем портфеле и есть ли планы по ее увеличению?
— Времена высоких ставок диктуют свои правила, поэтому для малого и среднего бизнеса доступ к льготному финансированию сегодня как никогда актуален. Мы традиционно участвуем во всех ключевых инициативах правительства. Сейчас пятая часть кредитного портфеля среднего и малого бизнеса ВТБ, в сумме около 639 млрд рублей, приходится именно на программы господдержки — это высокая доля.
В этом году мы стали первым банком, заключившим трехстороннее соглашение с ВЭБ.РФ и Корпорацией МСП по новой программе "зонтичных" поручительств для СМБ в сфере городской экономики. Суть проста: ВЭБ.РФ и Корпорация МСП совместно гарантируют до 50% суммы кредита, что позволяет нам снижать риски и делать финансирование более доступным для бизнеса. Первые проекты по этой программе уже одобрены.
Кроме того, ВТБ запустил специальную программу кредитования под залог прав интеллектуальной собственности при поддержке правительства Москвы. Предпринимателям приграничных территорий предлагаем льготную программу — кредиты по ставке не выше ключевой. Есть одобренные сделки по обновленной программе льготного инвесткредитования, заменившей известную "1764". Например, красноярское предприятие реализует масштабный инвестпроект по производству минеральной ваты. Производителю из Ленинградской области мы помогли приобрести оборудование для производства упаковки. Все эти проекты конкретные и реализуются в реальном секторе экономики.
Еще один фокус у нас традиционно — на поддержку культурных проектов. Вы знаете, что на ПМЭФ мы представлены как "Банк культурных кодов". В части среднего и малого бизнеса мы участвуем в новой госпрограмме поддержки объектов культурного наследия и помогаем бизнесу восстанавливать культурные исторические объекты.
—В каких отраслях чаще возникают просрочки по кредитам и как банк решает эти вопросы?
— Определенный спрос на реструктуризацию кредитов всегда был, и возникает он по различным причинам. Конечно, в условиях высоких ставок и непростой макроэкономической ситуации справиться с долговой нагрузкой могут не все компании. Но нужно рассматривать каждую компанию и проект индивидуально. Если бизнес уже приносит прибыль — одна ситуация, если проект только в инвестиционной фазе — другая, и здесь может понадобиться реструктуризация. Просрочки могут возникать в любой отрасли, но в целом резкого роста в сегменте СМБ мы не видим.
ВТБ предлагает собственные программы реструктуризации клиентам среднего и малого бизнеса. Важно вовремя диагностировать эту проблему и совместно с банком найти пути решения.
Именно поэтому продолжают действовать программы ВТБ для клиентов среднего и малого бизнеса там, где это сейчас необходимо, речь идет о приграничных территориях: реструктуризации, кредитные каникулы, бесплатное расчетно-кассовое обслуживание и иные меры поддержки. На сегодняшний день в банк поступило заявок на 4,4 млрд рублей от представителей среднего и малого бизнеса, работающих на приграничных территориях.
Все обращения рассматриваем максимально оперативно, в каждой конкретной ситуации стараемся подобрать подходящую программу. Всю информацию клиенты могут передавать нам дистанционно и в ближайшем удобном для них офисе ВТБ.
—Внутренний туризм сейчас на подъеме. Интересен ли банку этот сегмент и какова динамика кредитования турпроектов?
— Внутренний туризм действительно переживает бум. Мы поддерживаем самые различные проекты представителей туристической отрасли — от строительства аквапарков и новых подъемников на горнолыжных курортах до расширения номерного фонда гостиниц.
В рамках новой волны отбора по программе льготного кредитования в этом году банк одобрил более 50 туристических проектов на сумму 120 млрд рублей. Госпрограмма позволяет не только привлекать инвестиции в турбизнес, но и повышать качество туристических продуктов — это важная часть нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
—Как период высоких ставок повлиял на депозиты бизнеса? Есть ли переток с кредитования на пассивы?
— Уровень ключевой ставки влияет на динамику банковского финансирования. Есть некоторое охлаждение общего спроса на кредиты, особенно если говорить о длинных кредитах. Но, с другой стороны, это здоровое поведение бизнеса, которое влияет на повышенную активность в плане размещения средств. К депозитам и НСО (банковский накопительный продукт для бизнеса — прим. ТАСС) по-прежнему есть устойчивый интерес. Спрос на них среди предпринимателей вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в два раза — они провели рекордные 4,7 млн операций по размещению средств.
Интересно, что более половины депозитов открываются всего на один день, еще 28% — на срок от двух до семи дней, 14% — от восьми дней до месяца. Долгосрочные депозиты (более месяца) занимают только 5%. Это отличительная особенность предпринимателей, у которых деньги всегда должны "работать".
К слову, примерно каждый второй бизнес в стране, размещающий денежные средства в депозиты и аналогичные продукты, выбирает ВТБ. Объем средств клиентов среднего и малого бизнеса группы ВТБ в рублях на депозитах и неснижаемых остатках за первые пять месяцев 2025 года увеличился на 23%, до 3,4 трлн рублей.
—Как проходит интеграция РНКБ и Почта банка? Есть ли сложности и когда завершится процесс?
— Расширение сети отделений — ключевая часть нашей стратегии. Сейчас у ВТБ 1 638 отделений во всех российских регионах, мы охватываем своими офисами более 77 млн человек. Интеграция РНКБ уже юридически завершена. 176 офисов РНКБ перейдут под бренд ВТБ, и процесс смены вывесок идет полным ходом. Полное объединение планируем завершить к октябрю 2025 года.
Что касается Почта банка, то с октября стартует ребрендинг: из 190 клиентских центров каждый третий сменит вывеску уже в этом году, а полное завершение интеграции ожидаем в мае 2026 года. Уникальность нашей модели — в охвате для клиентов: офисы ВТБ, курьерская доставка, онлайн-банк и отделения Почты России для вас — в шаговой доступности.