У русской кухни появятся свои стандарты

Рабочая группа по вопросам популяризации русской кухни, в которую, помимо Министерства промышленности и торговли, вошли представители профессионального сообщества, а также эксперты и историки, должна выработать стандарты для предприятий общественного питания. Рестораторы, которые захотят называть свои заведения русской кухней, должны будут использовать утвержденные нормы, задающие высокую планку национального гастрономического искусства. Для этого им нужно будет пройти сертификацию, получить документ, свидетельствующий, что предприятие общественного питания отвечает стандартам качества, и позволяющий повесить соответствующую вывеску. В то же время для остальных участников рынка, работающих в других сегментах, стандарты русской кухни не будут обязательными. Подробнее о грядущих изменениях в сфере общепита и в целом о трендах на все российское в интервью «Парламентской газете» рассказал статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Роман Чекушов.

У русской кухни появятся свои стандарты
© Парламентская газета

- Роман Андреевич, на ПМЭФ было представлено очень много качественных и современных российских товаров. Поэтому, думаю, уместно поговорить о тренде на все российское. В том числе это касается и гастрономии. Не так давно Минпромторг утвердил состав рабочей группы по вопросам популяризации русской кухни. Кто входит в ее состав? Для чего создана рабочая группа?

- Действительно, такая рабочая группа создана приказом министра промышленности и торговли. У нее есть несколько задач. Основная — собрать и обобщить исторические и современные знания о русской кухне, о тех блюдах, которые традиционно были русскими, и о тех ингредиентах, которые должны использоваться при их приготовлении. Мы ставим задачу создать стандарт для предприятий общественного питания, которые могли бы им пользоваться и называть себя ресторанами русской кухни. Также рабочей группе предстоит выработать принципы популяризации и продвижения русской кухни. Речь идет о мероприятиях по продвижению как внутри нашей страны, так и за ее пределами. Нам важно, чтобы предприятия общественного питания занимались экспортом и несли в массы за рубежом понятие русской кухни, а значит, и наших традиций. Ведь русская кухня — это не только само меню и блюда, входящие в него, но и уровень сервиса и многое, многое другое. Что касается состава рабочей группы, то сейчас туда входят представители отрасли общественного питания и историки, которые давно занимаются изучением вопроса. Причем даже не с царских, а с великокняжеских времен. Мы планируем, что рабочая группа со временем может расширяться. Готовы привлечь к этой работе всех, кто заинтересован в этом.

- О каких-то прогнозируемых конечных результатах деятельности рабочей группы сейчас можно говорить?

- Мы не ставили жестких сроков, поскольку стремимся выполнить задачу максимально качественно. Но мы ориентировали коллег на то, чтобы к концу года появился какой-то определенный формат документа. Надеемся, что к этому сроку об этом можно будет сказать утвердительно.

- Станут ли обязательными для российского общепита предложенные рабочей группой требования в части ингредиентов, рецептуры производства блюд?

- Нет, стандарты не обязательны. Это добровольный стандарт, можно сказать, такой формат маркетинга. То есть, если наш ресторатор захочет использовать бренд русской кухни, то он может пройти сертификацию, получить документ о том, что его предприятие общественного питания соответствует данному стандарту, и повесить вывеску, что это именно ресторан русской кухни. Если он не желает или работает в другом секторе общественного питания, его никто не заставляет применять стандарты. Еще один важный момент: у нас нет задачи унифицировать рецептуру блюд. То есть, особенности, которые использует ресторатор, привлекая потребителя своим кулинарным искусством или секретом приготовления того или иного блюда, безусловно, у каждого ресторана останутся свои. Мы ни в коем случае не регулируем рецептуру, и такой задачи не ставим перед собой.

- Для чего в целом проводится эта работа? Какой эффект вы ожидаете?

- Ожидаем мультипликативный эффект. Первое - это, безусловно, популяризация и продвижение русской кухни. То есть, должно быть понимание как у наших граждан, так и у гостей нашей страны и вообще иностранцев, что есть такая русская кухня, есть традиции и что русская кухня — это не только про вкусно, но, в целом, про качественный сервис. Поэтому первая задача — это продвижение. Второе - все-таки наше Министерство и в промышленности, и в торговле всегда работает системно над обелением рынка и над повышением качества. Потому что мы не просто хотим популяризировать русское, но сделать так, чтобы бренд «Сделано в России» был равен знаку качества. Задача - чтобы те, кто называли свои заведения рестораном или кафе русской кухни, соответствовали высоким, даже, может быть, повышенным требованиям к качеству и самих блюд, и обслуживания, которые есть в этом ресторане.

- Вы сказали о возможном экспорте российской кухни. Есть понимание, насколько она будет востребована за рубежом?

- Прежде брендированием российского в предприятиях общественного питания мы не занимались, но должен отметить, что отечественные рестораторы уже смотрят на рынок за рубежом. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах открываются наши рестораны, в странах СНГ, и это говорит о том, что тема очень актуальна. Поэтому нужно подготовить такой стандарт, которым они могли бы пользоваться и за рубежом.

- Как я понимаю, сейчас планируется развернуть работу и по продвижению российских товаров в ритейле в формате так называемой «российской полки». Расскажите, как с этим обстоят дела?

- Минпромторг совместно с депутатами Государственной Думы подготовили проект закона, который будет регулировать работу сетей и вообще предприятий торговли, в том числе и маркетплейсов в части продвижения российских товаров. В обиходе документ называется «российская полка». Почему он так называется? Потому что законопроектом предлагается установить квотированные места на полках на хорошем уровне, то есть на уровне глаз для потребителей. Не где-то там в углу или в заднем павильоне российские товары должны находиться, а на видном месте. Это не значит, что мы запрещаем или требуем не выставлять импортные товары, ни в коем случае нет. Мы говорим, что наши товары должны иметь возможность быть представленными на хорошем видном месте наряду, естественно, с зарубежными.

- О каких товарах идет речь?

- Конкретный перечень товаров будет установлен с Правительством, так же как и объем этой квоты. Но отрадно, что предприятия отрасли торговли и маркетплейсы добровольно вышли к нам с инициативой, чтобы уже сегодня, не дожидаясь принятия закона, начать работу по продвижению российских товаров. Кроме того, мы сейчас разрабатываем внутри программы «Сделано в России» еще несколько мероприятий для того, чтобы вовлечь торговые сети в них и уже сегодня начать маркировать товары соответствующим знаком и продвигать его для российских потребителей. И если наши компании, отрасли торговли, эту работу проведут добровольно, то не нужно переживать и волноваться о том, что законопроект каким-то образом возложит на них дополнительные обязанности. Они уже сегодня готовы это делать.

- Помимо очевидной пользы для внутреннего рынка, насколько бренд «Сделано в России» способен усилить экспортный потенциал наших товаров?

- «Сделано в России» — это комплексная программа. Ее автор и главный оператор — это Российский экспортный центр. С этого года программа утверждена решением Правительства. То есть, по поручению президента России, мы подняли до уровня нормативного документа реализацию данной программы. На самом деле это набор маркетинговых мероприятий, которые направлены на продвижение всего того, что сделано в нашей стране. Но в рамках программы «Сделано в России» также создаются и институциональные заделы. Это уже давно работающие дегустационно-демонстрационные павильоны, которые Министерство сельского хозяйства совместно с РЭЦ открывает в других странах. Кстати, мы буквально сегодня на комиссии Госсовета по экспорту договорились о том, что проработаем возможность создания таких павильонов для промышленной продукции. Чтобы они представляли не только аграрный сектор, но и промышленный. Второе — это формат национальных магазинов на маркетплейсах, позволяющий зарубежному потребителю открыть российский магазин у себя в планшете, на телефоне или на компьютере и выбрать с витрины российский товар. И третье — это различные конгрессно-выставочные мероприятия, ярмарки, которые традиционно проводятся за рубежом и носят, на самом деле, оглушительный успех.

- Например?

- Если вы посмотрите на последние мероприятия в Китае или в Эмиратах, там огромное количество людей пришли не только посмотреть, но и приобрести российскую продукцию. Но подчеркну, что для нас важно, чтобы товары под брендом «Сделано в России» соответствовали не просто российским стандартам, но и прошли процедуру подтверждения качества. Это необязательная процедура, но тот, кто хочет пользоваться брендом «Сделано в России», должен ее пройти. И последнее, о чем следует упомянуть, — узнаваемость и качество бренда начинается здесь, в нашей стране. Поэтому наша задача распространить его не только на экспортные возможности, но и сделать узнаваемым для российских потребителей. Поэтому сейчас и с маркетплейсами, и торговыми сетями работаем над тем, чтобы были созданы либо специальные полки или витрины, либо маркированы товары, которые прошли сертификацию. Чтобы любой гражданин, зайдя в торговый павильон, мог увидеть сразу перед глазами соответствующий высокому уровню качества товар, произведенный в нашей стране.

- Знаю, что подобная работа ведется и в отношении российского вина. Насколько продвинулись в этом направлении?

- Есть отдельное предложение Минпромторга по вину, которое зафиксировано в пакете законопроектов. Конкретно мы предлагаем предусмотреть обязанность торговых предприятий 20 процентов от ассортимента предоставлять для российских вин. На самом деле наши вина уже пользуются большой популярностью в России: более 50 процентов от объемов продаж вина в нашей стране составляют именно российские вина. Но цель нашего квотирования в том, чтобы дать возможность развиваться винам разного ассортимента. Чтобы было больше новых российских брендов, российских марок и видов разных российского вина. В конечном счете, чтобы потребитель мог в любом секторе — от эконома до премиального вина — получить российский товар.

- У наших виноделов хватит мощностей, чтобы заполнить своей продукцией винные полки?

- 20 процентов — это очень сбалансированный объем, он учитывает текущее развитие винного производства и выверен с Министерством сельского хозяйства. При этом он будет стимулировать наши предприятия развиваться. Нам очень хочется, чтобы российское вино для потребителя также котировалось по качеству, как, например, вино итальянское или французское.