Общий пассажиропоток российских авиакомпаний вернулся на досанкционный уровень

Общий пассажиропоток российских авиакомпаний вернулся на досанкционный уровень, операционная прибыль перевозчиков за год выросла в пять раз. При этом наблюдается аномально высокая занятость кресел, и дальнейший рост авиаперевозок возможен только при пополнении парков отечественными судами, следует из доклада Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

Общий пассажиропоток российских авиакомпаний вернулся на досанкционный уровень
© Российская Газета

В 2024 году отечественные авиакомпании перевезли 111,7 млн пассажиров, годовой прирост составил 105,9%. "Общий пассажиропоток отечественных авиакомпаний вернулся на досанкционный уровень 2021 года", - говорится в докладе ассоциации. В 2021 году было перевезено 111 млн пассажиров, в 2022 - 95,2 млн, в 2023 - 105,4 млн, однако до допандемийного 2019 года (128,1 млн) пассажиропоток не дорос.

Из общего числа перевезенных пассажиров наибольший прирост наблюдался на международных линиях (20,1%), на внутренних он составил только 2%. При этом внутри страны на самолетах путешествовали втрое больше людей: 84,7 млн против 27 млн. Этот результат является вторым за всю историю гражданской авиации России, рекорд был зафиксирован в 2021 году (87,5 млн). Количество пассажиров, перевезенных в международных направлениях, было наибольшим за последние пять лет, но все равно вдвое меньше, чем в 2019 году (55,1 млн).

По итогам пяти месяцев текущего года общий пассажиропоток снизился на 0,2%, в основном за счет внутренних линий. Международные, напротив, показали прирост на 3,3%, а в направлении дальнего зарубежья увеличение составило 10%. Такая динамика во многом обусловлена тем, что авиакомпании перераспределили свои парки судов в пользу перевозок в страны дальнего зарубежья. Однако в перспективе это может привести к ускоренному сокращению предложения на других направлениях и в результате - к стагнации или снижению общего пассажиропотока, считают в АЭВТ.

Отдельное внимание в докладе уделено занятости пассажирских кресел. За год показатель вырос на 1,7%, до 89,3%. При этом на межрегиональных рейсах он достиг 90,4%. Наибольшая заполненность самолетов была традиционно в июле и августе - 92,5% и 93,2% соответственно. В этом году высокий процент занятости пассажирских кресел сохраняется (88,3%). "Аномально" высокая занятость пассажирских кресел, даже в "низкий сезон", свидетельствует не только о стабильно высоком спросе на услуги воздушного транспорта, но и об отсутствии возможностей у отечественных авиакомпаний по наращиванию провозных емкостей адекватно существующему пассажирскому спросу", - считают в АЭВТ.

Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев согласен, что потенциал для органичного роста пассажиропотока в российских авиакомпаниях исчерпан. "Повышение цен на авиабилеты, конечно, может отсечь наименее состоятельных пассажиров и снизит занятость кресел, но это противоречит установке по повышению авиационной подвижности населения. А значит, нужны новые самолеты, без них радикально решить проблему не получится", - отметил эксперт в разговоре с "РГ".

Немного улучшить ситуацию могла бы легализация овербукинга (продажа большего числа билетов, чем есть мест в самолете) - это позволило бы выпускать в продажу дополнительное количество билетов. Но в большей степени улучшило бы ситуацию "спрямление" маршрутов, в первую очередь над Черным морем и в Калининград, так как увеличение продолжительности полета влечет дополнительные затраты. Но в ближайшее время это вряд ли возможно. "Есть некоторый потенциал при переводе провозных емкостей с международных линий на внутренние, но это негативно скажется на экономике авиакомпаний", - говорит Пантелеев.

По данным АЭВТ, в 2024 году авиакомпании несли повышенные затраты по всем основным расходам, например, затраты на авиационные горюче-смазочные материалы увеличились на 34,7%, на техобслуживание и ремонт бортов - на 34,8%. При этом сводная операционная прибыль авиакомпаний составила 71,1 млрд рублей, в пять раз больше, чем в 2023 году.

Комментируя эти цифры, Пантелеев указал, что итоги 2024 года не совсем точно отражают картину сегодняшнего дня. "Прошлый год был пиком, когда у авиакомпаний была возможность вслед за ростом покупательной способности увеличивать цены на авиабилеты. Да, билеты были относительно дорогими, но все равно они оставались доступными для потребителей. В 2025 году этот потенциал исчерпан", - считает эксперт.