Почти 100% студентов РТУ МИРЭА трудоустраиваются после выпуска – ректор (интервью)

После окончания обучения в МИРЭА – Российском технологическом университете трудоустраиваются почти 100% выпускников. Об этом, а также о разработках в сфере беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), цифровых трендах в обучении и развитии искусственного интеллекта (ИИ) в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Ольге Бутиковой сообщил ректор вуза Станислав Кудж. Ольга Бутикова (О.Б.): Как сотрудничество с предприятиями улучшает качество образования? Какие совместные программы планируется запустить в ближайшие годы? Какой процент выпускников устраивается по специальности в первый год и в какие компании? Станислав Кудж (С.К.): Участие предприятий в образовательном процессе – это ключевой залог успеха. Именно активное участие реального сектора позволяет определять те дисциплины и компетенции, которые действительно востребованы и нужны, а самим работодателям такой подход дает возможность оценить реальные качества будущих сотрудников еще во время обучения, «приучить» их к реальному рабочему месту. Каждый год мы запускаем несколько совместных программ и уверены, что именно это позволяет РТУ МИРЭА достигать практически 100% трудоустройства выпускников. Более того, поскольку компании плотно взаимодействуют со студентами уже во время обучения и даже трудоустраивают их на частичную занятость, по окончании вуза им, как правило, предлагаются не базовые позиции и зарплаты, а более высокие по сравнению с другими кандидатами. Также стоит отметить, что в этом году у нас запланировано 4 тыс. 498 бюджетных мест, с учетом филиалов, по 197 образовательным программам в рамках 130 направлений подготовки и специальностей по всем уровням профессионального образования – от колледжа до аспирантуры. О.Б.: Возможно ли расширение академического обмена с зарубежными вузами в текущей геополитической ситуации? С какими странами (например, Китай, Индия, ОАЭ) университет планирует развивать сотрудничество? И в каких форматах – совместные исследования, онлайн-курсы? С.К.: Не только возможно, но и необходимо. Мы активно развиваем контакты с нашими коллегами из Китая, Вьетнама, Египта и ряда других стран. Несмотря на геополитические события, численность студентов из других государств неуклонно растет каждый год, а это важно и для нас – мы получаем новый опыт и новый взгляд на наше образование, а также распространяем традиции и подходы отечественной системы образования за рубежом. За последние три года число иностранных студентов выросло на 74%. В 2023 году в вузе обучалось 1 тыс. 55 иностранных студентов, а на 2025 обучается 1 тыс. 839 студентов. Преимущественно у нас обучаются студенты из стран СНГ – Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Беларусь. Из стран дальнего зарубежья наибольшее представительство имеют Китай и Вьетнам. О.Б.: Какие инновации ожидаются в сфере разработки БПЛА? Насколько вырос интерес студентов к этому направлению за последние годы? Планируется ли открытие специализаций, связанных с автономными системами, искусственным интеллектом для управления дронами или экологичными решениями в авиации? С.К.: Тематика БПЛА, безусловно, находится на передовом крае современной технологической мысли и является перспективным направлением как для научных исследований, так и для обучения студентов. За последние два года интерес к этому направлению обучения среди студентов вырос в два раза: если в 2022 году на такие программы к нам поступило чуть более 200 студентов, то на 2024/2025 учебный год принято почти 400 человек. За последние годы в РТУ МИРЭА мы запустили ряд актуальных программ в сфере БПЛА как в рамках высшего, так и в рамках дополнительного образования, в том числе: «Роботизированные мультироторные беспилотные авиационные системы», «Инновационные технологии беспилотных систем» и другие. Будем продолжать внедрять новые программы и дисциплины, особенно основанные на изучении технологий искусственного интеллекта. О.Б.: Какие проекты в области криптографии и биотехнологий сейчас наиболее перспективны? Рассматривается ли введение курсов по киберспорту? Насколько это соответствует современным образовательным трендам? С.К.: Если говорить о криптографии, то следует взглянуть более широко и отметить, что в целом вопросы компьютерной и информационной безопасности с каждым годом становятся все более значимыми и актуальными. Помимо, собственно, математических основ шифрования, важными трендами являются обеспечение безопасности автоматизированных и телекоммуникационных систем, разработка и внедрение информационно-аналитических систем и систем мониторинга. Но защищать нужно не только информацию и «железо». РТУ МИРЭА – первый университет в стране, в котором была открыта крупнейшая киберзона, оснащенная мощнейшей компьютерной техникой и уникальным игровым оборудованием.

Не менее значимыми являются и вопросы защиты здоровья человека. Не случайно в числе национальных проектов технологического лидерства России выделяются «Новые технологии сбережения здоровья», «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» и «Биоэкономика». В этой части мы делаем ставку на развитие проектов по разработке лекарств, промышленной фармации и молекулярной биотехнологии. Разработанные программы обучения по биотехнологии, фармацевтической химии и технологии биофармацевтических препаратов позволят студентам получить навыки в сфере разработки фармацевтических субстанций и лекарственных препаратов нового поколения, в том числе для антибиотикотерапии, систем доставки лекарств и новых подходов в диагностике заболеваний, в частности, радиофармпрепаратов, биотехнологическом получении биологически активных веществ. Прохождение обучения по данным программам позволит будущим выпускникам приобрести все необходимое навыки для дальнейшего трудоустройства и быть востребованными специалистами в биофармацевтической отрасли, а также внести свой вклад в ее развитие.  О.Б.: Как университет адаптирует учебный процесс в рамках развития нейросетей? Появятся ли инструменты для проверки работ на «самостоятельное написание» и курсы по этике ИИ? Будет ли внедрено обучение управлению ИИ-ассистентами, например, для анализа данных или проектной работы? С.К.: Проблематика использования искусственного интеллекта сейчас является острой во всех областях. Безусловно, образование не является здесь исключением. Но для нас очевидно, что пока средства и технологии ИИ могут быть лишь функциональными помощниками, предоставляя сервисы, ускоряющие поиск и анализ информации, но ничто пока не способно заменить живой диалог преподавателя и студента, в котором рождается та самая магия генерации нового знания. А вот что нужно делать в оперативной перспективе – это внедрять курсы по ИИ-гигиене, этике и безопасности использования ИИ, совершенствовать нормативно-правовую базу в части маркировки контента, созданного с использованием технологий искусственного интеллекта. Мы планируем внедрить новый механизм интеллектуального формирования образовательных программ и учебных планов с использованием технологий искусственного интеллекта, а также расширять применение ИИ-помощников преподавателя в проверке типовых заданий и расчетов.