В Зауралье из-за низкого качества работ расторгли крупные дорожные контракты

В Курганской области вскрылись проблемы при выполнении крупных дорожных проектов, общие инвестиции в которые оцениваются в 867 миллионов рублей. В результате ГКУ "Курганавтодор" пришлось отказаться от услуг подрядчика.

В Зауралье из-за низкого качества работ расторгли крупные дорожные контракты
© Российская Газета

Исполнитель, южноуральское ООО "Топливо транспортная компания", вел ремонт на трассах в Юргамышском, Куртамышском и Мишкинском округах Зауралья. Контракты финансировались из областного бюджета, а завершить работы требовалось не позднее 31 октября 2025 года. В мае заказчик обнаружил на объектах ряд недочетов и потребовал исправить дефекты, однако исполнитель претензии проигнорировал. Поэтому, как сообщили в ГКУ, в связи с нарушением требований по качеству и срокам выполнения работ было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контрактов.

Вероятно, госструктуре придется объявлять новые торги и сдвигать время окончания ремонта. Даты проведения закупок пока не определены.

За последний год в регионе произошла целая серия конфликтов в дорожной сфере. Например, глава Зауралья Вадим Шумков и администрация Шадринска раскритиковали челябинское предприятие "Паруйр Строй" за низкое качество работ, мэрия отказалась их принимать, а затем договор был расторгнут.

Как избежать таких проблем? Глава МОО "Правовой центр" Александр Андрюков считает, что необходимо тщательнее следить за подрядными организациями.

Часто контракты выигрывают иногородние компании, и местным приходится идти на субподряд

- Контроль должен быть на всех этапах строительства. Когда я был членом Общественной палаты Шадринска, то постоянно выезжал на места и смотрел, как ведутся работы. Видел, что битум заливается не полностью, а пока я вызывал чиновников для проверки, дорожники уже укладывали асфальт, и выяснить, что под ним, было уже невозможно. Часто сам асфальт не соответствует необходимому уровню качества. Кроме того, плохо функционируют дренажные системы, нет водоотведения, из-за чего потом идет быстрое разрушение покрытия, - делится мнением общественник.

Он отмечает, что в регионе наблюдается дефицит организаций, которые качественно выполняют дорожные работы. Часто контракты выигрывают иногородние компании, и местным приходится идти к ним на субподряд. Случается, ФАС вносит недобросовестных подрядчиков в черный список, но учредитель тут же закрывает одно ООО и открывает новое, снова заходя в регион. Судьбу контрактов по-прежнему решает низкая цена, об этой проблеме говорят давно, но ситуация кардинально не меняется. По словам Андрюкова, местные дорожники жалуются на проблемы с финансированием, маленькие авансы, из-за чего бизнесу приходится брать кредиты под высокие проценты, увеличивая финансовую нагрузку.

Причиной расторжения контрактов помимо низкого качества работ часто становится срыв сроков. Например, по этой причине власти отказались от услуг челябинской фирмы "Промстрой", которая занималась капремонтом моста на дороге Далматово - Уксянское. Тюменская автодорожная компания по той же причине потеряла серию проектов в регионе и в самом Кургане, при этом часть таких решений фирма пытается оспорить в суде.

- Мы ставим своей основной задачей строго следить за установленными графиками выполнения работ. Иногда возникают обстоятельства вне нашего прямого контроля, к примеру, в прошлом году были неблагоприятные погодные условия. Но приоритеты выставлены на качественном и своевременном исполнении дорожных контрактов даже в условиях возможных форс-мажорных обстоятельств, - отмечает первый замдиректора департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области Сергей Цуканов.

В "Курганавтодоре" нам сообщили, что на территории региона сейчас реализуются два десятка проектов общей стоимостью около трех миллиардов рублей, однако есть ли среди них другие проблемные объекты, учреждение в ответе на запрос "РГ" не уточнило. В госструктуре отмечают, что контролируют исполнение договоров, а при нарушении компаниями условий контрактов немедленно начинают претензионную работу.