Как производители отреагировали на потенциальный рост экологического сбора

Министерство природных ресурсов и экологии РФ подготовило проект постановления правительства об увеличении базовых ставок экологического сбора. Участники рынка подсчитали, что предлагаемые ставки выльются в очень заметное для них - до 20% - удорожание себестоимости упаковочной продукции. На круглом столе, организованном компанией "СИБУР", представители рынка призвали не торопиться и тщательно проработать проект.

Как производители отреагировали на потенциальный рост экологического сбора
© Российская Газета

Главное - не переборщить

Механизм расширенной ответственности производителя (РОП) появился в законодательстве в 2015 году, обязывая компании самостоятельно утилизировать свою упаковку, либо оплачивать экологический сбор. Нехватка лицензированных утилизаторов усложняет исполнение норм закона, вынуждая многих производителей выбирать путь уплаты сборов.

В январе 2024 года вступили в силу изменения, ужесточившие требования по утилизации отходов. Производителям предлагается выбор: заключать договор с лицензированными предприятиями или создать собственную инфраструктуру. За несоблюдение правил предусмотрен штраф или оплата экосбора. Многие предпочитают второй вариант, опасаясь рисков, связанных с самостоятельной переработкой.

За год сборы по РОП выросли в пять раз (с 3 млрд рублей в 2023 году до 16,5 млрд в 2024-м). Согласно проекту Минприроды РФ новые ставки на многие группы товаров могут значительно превысить уже утвержденные базовые ставки на 2026 и 2027 годы. На некоторые виды упаковки они могут вырасти в 5, а то и почти в 11 раз. Так, ставка для упаковки из полиэтилена может возрасти в 3,3 раза (47 638 рублей за тонну), из полипропилена - в 3,7 раза (71 457 рублей за тонну). Если производители начнут закладывать эти суммы в себестоимость продукции, как это отразится на кошельке потребителя?

В комментарии СМИ пресс-служба Минприроды отметила, что ставки должны быть экономически обоснованными, а о конкретных изменениях базовых значений тех или иных групп товаров говорить пока преждевременно. Ключевая задача РОП - стимулировать производителей и импортеров самостоятельно утилизировать отходы от использования товаров.

И все же бизнес обеспокоен тем, что новая система регулирования может создать сложности для него и потребителей, поэтому тема требует обсуждения и поиска компромисса. Этим и занимались за круглым столом представители компаний "СИБУР", "Георг Полимер", Союза переработчиков пластмасс, Алюминиевой ассоциации, Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), ассоциации "Союзнапитки" и другие участники рынка. Представители бизнеса призвали не торопиться с принятием решения и либо отложить проект, либо еще совместно поработать над ним.

Экосбор должен быть обоснованным

Что же думают участники рынка? Для объективности просто процитируем их мнения.

Лучеса Набатова, генеральный директор компании "Георг Полимер":

- Цена за килограмм упаковочных изделий 300 рублей на сегодняшний день, примерно, плюс-минус. Берем 10 тысяч килограммов. Добавляем на каждый килограмм 54 рубля этого экоплатежа, который в 2026 году мы должны добавить. Получаем выручку 3,54 миллиарда рублей. Налоговая нагрузка на эту выручку (8,9%) составит у нас 315 миллионов, а экоплатеж - 535 927 500 рублей. 15%! Мультиэффект выливается в 15-процентное удорожание.

Наталья Куденкова, "Алюминиевая ассоциация":

- До 2026 года наша базовая ставка экосбора должна была быть 3009 рублей. В случае повышения ставки до 17 811 рублей за тонну и двойного повышающего коэффициента рынок ждет 13-кратное увеличение размера платежа за алюминиевую упаковку.

Если мы переложим на себестоимость одного изделия, например, банки, этот рост экосбора, он составит приблизительно 6% себестоимости тары. То есть по действующим ставкам это порядка чуть более 300 миллионов по отрасли. А если по новым ставкам - 2,7 миллиарда. Но у нас два предприятия по производству банки, одно по производству фольги, соответственно, большая часть этих платежей ляжет на три предприятия по факту, что сопоставимо с их оборотами, и расходами. И что делать? Платить экосбор или инвестировать в производство?

Антон Стафеичев, ассоциация "Союзнапитки":

- Коллеги из индустрии производства стеклянной упаковки сообщили, что для сохранения текущего уровня рентабельности, как я понимаю, не на очень высоком уровне, они будут вынуждены увеличить цены на продукцию в целом на 43%. Точно так же производители комбинированной упаковки сообщили, что доля РОП с точки зрения издержек составит порядка 37% и в конечной стоимости на полке это будет 2,5 рубля.

А при повышении стоимости товара на 1% спрос на нашу категорию падает в целом на 1,5%. Потребитель будет отказываться от товара. А как быть с детским питанием для начальных школ? Оно упаковывается, как мы все знаем, в одноразовую упаковку, потому что есть санитарные нормы. Дополнительная нагрузка на бюджет чем будет компенсироваться? Снижением качества детского питания, уменьшением объема порции, калорийности? Но это же социалка...

Елизавета Протасова, представитель АКОРТ:

- По нашим данным, 90% субъектов регулирования даже не осведомлены о том, что они должны уплачивать этот экосбор. Соответственно, основная нагрузка ложится на кого? На крупные компании, на ответственных производителей.

Вопрос с утилизаторами: всего в реестре сейчас 131 субъект. То есть, даже если мы захотим выполнять нормативы утилизации, мы просто не сможем получить те мощности, которые нам нужны. Также целесообразно поднять вопрос о распределении средств от экосбора. Куда эти суммы уходят? Они не уходят на развитие отрасли утилизаторов. Ни один из утилизаторов за это время не заявил о том, что он получил какую-либо господдержку на развитие своих предприятий.

Зато экосбор оказывает мультипликационный эффект на все. Минимальный прогноз роста розничных цен, самый консервативный 2%. Если быть более объективными, то 4%. Выбор небольшой: либо 30-40% от оборота тратить на экосбор, либо перекладывать это на потребителя. Но поскольку у нас очень много социально значимых товаров, ритейл просто не сможет это сделать. Соответственно, ситуация патовая, и действительно нужно этот вопрос очень активно поднимать и везде обсуждать.

Юлия Румянцева, директор дивизиона "Жесткая упаковка" компании "СИБУР":

- Ситуация непростая и требует срочного, но в то же время взвешенного подхода. Необходимо искать другие пути достижения экологических целей, не угрожающие экономической стабильности участников рынка. Участники рынка выступили за то, чтобы пересмотреть предложенные ставки экосбора, учитывая реальные возможности отрасли и избегая необоснованного роста цен, который негативно скажется как на производителях, так и на потребителях. Только открытый диалог между бизнесом и государством крайне дает возможность найти оптимальное решение.