Больше половины российских компаний не могут оценить эффект от HR-автоматизации

Автоматизация в HR продвигается медленно, а результат от внедрения специализированных платформ фиксируют меньше 50% российских компаний. С трудностями внедрения цифровых инструментов сталкиваются 94% представителей бизнеса. Об этом говорится в исследовании HRtech-платформы Jinn. Отчет есть в распоряжении Sostav.

Больше половины российских компаний не могут оценить эффект от HR-автоматизации
© Sostav.ru

20% компаний не автоматизировали ни один HR-процесс. Каждый пятый работодатель по-прежнему использует ручные процессы в управлении персоналом. Это характерно даже для компаний, в которых трудится свыше 500 человек.Крупные игроки не берутся за единовременную настройку множества процессов, предпочитая поэтапную автоматизацию (в среднем 3,2 процесса в год).

За 2025–2026 годы компании хотят оцифровать в среднем 2,8 процесса. Речь идет об адаптации (38%), оценке персонала (32%) и его обучении (31%), а также об индивидуальных планах развития (26%) и постановке целей сотрудникам (25%). Если раньше ключевым направлением был наем, то сейчас в условиях дефицита кадров компании все чаще делают ставку на развитие внутренних ресурсов (обучение, оценку производительности и удержание сотрудников).

11% работодателей намерены отложить внедрение цифровых инструментов до 2026 года. Причины: отсутствие бюджета на HR-автоматизацию (37%), дефицит цифровых компетенций у HR-специалистов (34%), нехватка трудовых ресурсов (25%), отсутствие методологических знаний (17%) и низкая осведомленность о существующих на рынке платформах HR-автоматизации (16%).

Основным барьером современной цифровизации является бюджет и ресурсы HR-команд. Выделять их предприниматели готовы только после аргументации влияния цифровых платформ на реализацию бизнес-задач. Сделать это директору по управлению персоналом сложно: 46% компаний не оценивают эффективность внедренных HR-систем, 7% не видят от них ощутимого результата. В сумме это 53%, для которых цифровизация процессов управления персоналом остается непрозрачной инвестицией, что усложняет автоматизацию компаний. Трудности с обоснованием необходимости использования HRtech-платформ и согласованием бюджета испытывают 17% опрошенных.

Мариам Гордиашвили, сооснователь Jinn:

Мы видим разрыв между тем, как бизнес представляет идеальный результат от цифровизации, и его реальной готовностью менять процессы взаимодействия с командой. Только 47% компаний фиксируют эффект от автоматизации — и чаще всего это те, кто системно замеряет результаты. Автоматизация не работает в отрыве от целей бизнеса: она требует методологической подготовки, вовлеченности и готовности работать с данными.

Компании, которые фиксируют результат, чаще наращивают бюджет: 43% из них планируют увеличить инвестиции в HR-автоматизацию в ближайшие два года. Большинство из таких предпринимателей оценивают эффект от HR-автоматизации через прикладные метрики: улучшение качества найма (23%), сокращение времени адаптации (14%) и стоимости подбора (13%). Стратегические показатели, такие как HR ROI (3%) или рост доли внутреннего найма (7%), остаются на периферии внимания.

Самые зрелые отрасли в HR-цифровизации — финансы (43% компаний находятся на зрелой стадии автоматизации), IT (35%) и телеком (33%). Наиболее низкий уровень зрелости процессов автоматизации — в производстве (0%), образовании (11%), сфере услуг (12%) и медицине (17%). В этих отраслях преобладает базовый уровень налаженности процессов, где автоматизация минимальна или отсутствует.

В опросе участвовали 515 сотрудников российских компаний.

Ранее Sostav перечислил главные векторы развития HR-tech в РФ.