В России растет число компаний из Китая, Индии и Турции
В первом полугодии 2025 года зарубежные компании подали около 3 тыс. заявок на регистрацию бизнеса в России. Годом ранее показатель составлял порядка 1650. Об этом говорится в исследовании Kokoc Group , которое есть в распоряжении Sostav.
Индийские компании подали больше 1 тыс. заявок на регистрацию бизнеса в РФ, китайские — свыше 800, турецкие — более 150. Еще 100 заявок пришло из стран Африки, 50 — из Ирана, 50 — из государств Персидского залива.
Роман Казыханов, директор по стратегии Kokoc Group:
Сдвиг географии нового иностранного интереса очевиден: речь идет не о возвращении прежних брендов, а о приходе принципиально новых игроков, которые рассматривают Россию как рынок с высоким потенциалом внутреннего спроса и возможностью для быстрой экспансии.
Активнее всего иностранные компании регистрируют в РФ бизнес в сферах кибербезопасности, облачных платформ, финансовых технологий, искусственного интеллекта и индустриальных ERP/CRM-систем. Зарубежные игроки регистрируют товарные знаки, а также создают локальные представительства и партнерские схемы для работы под местными брендами.
По мнению аналитиков, сохраняющийся интерес к российскому рынку связан с макроэкономической стабильностью последних двух лет: с 2023 года в России наблюдается рост ВВП и реальных доходов населения выше прогнозных значений, а уровень безработицы остается на исторически низком уровне. Индекс потребительской уверенности, упавший в 2022 году, стабилизировался и демонстрирует восстановление, что делает рынок привлекательным для брендов, работающих в сегменте массового спроса.
Рост числа заявок на регистрацию бизнеса также связан с низким уровнем конкуренции, спросом на локальные IT-решения, дефицитом западного программного обеспечения и активной цифровизацией государственных услуг и компаний, пишет «Коммерсантъ».
В числе факторов, которые могут осложнить зарубежным компаниям ведение своего дела на российском рынке, — высокая ключевая ставка и структурные сложности регистрации бизнеса с иностранным участием (среди наиболее частых проблем — ошибки в документах, юридические ограничения по видам деятельности, отсутствие апостилей, сложности с легализацией зарубежных кадров).
Ранее сообщалось, что маркетплейсы вновь заняли первое место по количеству новых регистраций бизнеса. Растут и смежные сферы — грузоперевозки и складирование.