Уральские предприятия ОПК ускорили внедрение новых конструкторских решений
Машиностроение - одна из системообразующих отраслей экономики Среднего Урала. В последние годы заводы полностью загружены заказами, работают в две-три смены и держат очень высокий уровень оплаты труда. О том, какие проблемы сегодня актуальны для отрасли и реально ли удержать высокие темпы роста в перспективе, рассказал первый заместитель председателя Свердловского отделения Союза машиностроителей России Павел Лыжин.
Не секрет, что рост экономики в последние годы в значительной степени обеспечили высокие показатели машиностроения, прежде всего ОПК. В каких условиях сегодня работает отрасль?
Павел Лыжин: Машиностроительный комплекс Урала связан с мировой экономической системой и подвержен влиянию глобальных трендов. Наиболее значительный - нарастание геополитической напряженности: по имеющимся данным, с 2015-го по 2023 год военные расходы в мире увеличились более чем на 500 миллиардов долларов. Уральские машиностроители, как известно, помимо прочего производят и продукцию специального назначения, которая востребована не только в ходе СВО, но и за рубежом. А значит, глобальный тренд в ближайшей перспективе будет отражаться и на нашем машиностроении. Как и деглобализация, и рост протекционизма: из-за принятия против России большого числа ограничительных мер усложнился вход на традиционные рынки сбыта нашей продукции, есть ограничения доступа к технологиям, трудности в логистике и финансовых расчетах.
Судя по опросам, одна из главных забот промышленников - привлечение кадров.
Павел Лыжин: В ОПК остроту кадровой проблемы удалось снять за счет достойного уровня оплаты труда и расширения социальных пакетов. Но для гражданского машиностроения она по-прежнему актуальна, учитывая, что отрасли требуются не просто рабочие руки, а специалисты с высоким уровнем компетенций.
В текущих условиях стоимость кредитов для бизнеса превышает среднюю рентабельность промышленных предприятий в несколько раз
Положительную роль сыграло взаимодействие с системой среднего профобразования: после передачи части функций по курированию профильных учреждений СПО минпромнауки региона началась системная работа, которая уже приносит плоды. Сейчас за минпромом закреплено 28 техникумов и колледжей, на их базе к концу следующего года планируется создать более 10 образовательных кластеров по профильным для индустрии региона направлениям.
Еще одна инициатива - вовлечение образовательных заведений в реализацию федерального проекта "Производительность труда": преподавателей и студентов обучают новым методам организации производственного процесса, в результате предприятия получают подготовленных специалистов, обладающих навыками бережливого производства.
Приходит ли в цеха молодежь?
Павел Лыжин: Это серьезная проблема. Согласно опросам, только 18 процентов поколения Z выбирают промышленность как приоритетное место работы. Важно переломить этот тренд, для чего мы занимаемся профориентацией даже не со школы, а буквально с детского сада, и это не шутка. Нужно показать детям, их родителям, педагогам, что образ промышленности за последние несколько десятков лет изменился. Сегодня это современные высокотехнологичные производства, работать на которых привлекательно и престижно. Очень порадовали в этой связи данные, которые опубликовал Рособрнадзор: в 2025 году значительно выросло количество выпускников школ, сдавших ЕГЭ по профильной математике, физике и химии. Полагаю, это тоже результат совместной деятельности системы образования и предприятий.
Отмечу и развитие целевого обучения: ребята, планирующие связать жизнь с промышленностью, с первого курса могут рассчитывать на повышенные стипендии от работодателей, которым, конечно, важно не просто получить молодого специалиста, но и закрепить его на производстве. В этом плане наиболее эффективен социальный пакет: у оборонных предприятий сохранились и детсады, и дома отдыха, и различные возможности для занятий спортом, дополнительное медстрахование и т. д.
Один из вариантов снижения потребности в кадрах - развитие безлюдных технологий. Как с этим обстоит дело в машиностроительной отрасли?
Павел Лыжин: Мы успешно движемся в данном направлении. В первую очередь речь идет о внедрении отечественных цифровых решений. Еще одно ключевое направление - интеграция искусственного интеллекта в рабочие процессы, например, в сфере безопасности труда, повышении производительности оборудования. В отрасли происходит и развитие других технологий, в том числе использование новых материалов, позволяющих улучшить технические характеристики выпускаемой продукции. Эти задачи мы решаем в партнерстве с институтами Уральского отделения РАН, с которыми у предприятий машиностроения подписан ряд соглашений.
Раньше представители ОПК часто сетовали, что внедрение инноваций, создание новой продукции в госсекторе идет гораздо дольше, чем на частных предприятиях. Изменилось ли что-то за последние годы?
Павел Лыжин: Безусловно. Сегодня страна остро нуждается в новой продукции, жизнь диктует необходимость ускорения внедрения технических решений и конструкционных доработок. Поэтому ряд процедур упрощен (конечно, не в ущерб качеству) - соответствующие решения приняты на уровне заказчиков. Второй момент: мы получаем обратную связь от тех, кто непосредственно использует наши изделия. Вы сами видите в новостях, как техника выглядела в начале СВО и как сейчас. Это совершенно разная продукция, потому что мы совершенствуем конструкцию в соответствии с требованиями участников боевых действий, максимально быстро предлагаем новые решения. Третий момент - трофейная техника: ее тоже анализируем и берем на заметку то, что поможет усовершенствовать нашу номенклатуру.
Есть ли прогресс в развитии малого и среднего бизнеса в машиностроении?
Павел Лыжин: Программа импортозамещения помогла многим предприятиям, которые еще 5-7 лет назад находились в сегменте МСБ, нарастить производственные и технологические компетенции и стать серьезными партнерами крупных заводов, в том числе оборонных. В регионе есть положительные примеры: скажем, компания "Гидронт", занимающаяся гидравлическим оборудованием, компания "Инсистенс", специализирующаяся на инструменте и оснастке. Эти разработчики и производители заняли свободные ниши и обеспечивают потребности машиностроителей в продукции, которая до недавнего времени поставлялась из-за рубежа.
Да, сегодня результаты в отрасли впечатляют. Но наверняка представители ОПК задумываются и о будущем: как сохранить темпы, когда закончится СВО?
Павел Лыжин: Конечно, тем более что охлаждение экономики, особенно в гражданском секторе, уже начинает чувствоваться.
Решать задачи создания новых высокотехнологичных изделий предприятиям мешает отсутствие доступных инвестиционных ресурсов. Недавно Сергей Чемезов, председатель Союза машиностроителей России, высказался по поводу высокой ключевой ставки и подчеркнул: в текущих условиях стоимость кредитов для бизнеса превышает среднюю рентабельность промышленных предприятий в несколько раз. Это не позволяет машиностроителям привлекать финансирование для разработки новых продуктов и модернизации мощностей, а также для осуществления комплексных проектов.
Какой выход вы видите?
Павел Лыжин: Ищем свою нишу в реализации крупных проектов, например, в строительстве и оснащении ВСМ. Полагаю, участвовать в нем будут не только "Синара - Транспортные машины", но и многие другие компании региона в качестве комплектаторов.
Из других перспективных направлений можно назвать выпуск медицинской техники - в Свердловской области очень сильные компетенции. Успешно развивается производство оборудования для создания цифровой среды в сфере городского хозяйства: ЖКХ, управления дорожным движением, уличным освещением, инфраструктуры для электромобилей и т. д.
Резюмируя вышесказанное: в ситуациях, когда нужно было в кратчайший срок нарастить выпуск нужной стране продукции, оборонные предприятия Урала успешно выполняли поставленные перед ними задачи. Если Родина скажет, мы сделаем. Главное, чтобы для этого были ресурсы.