Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор ТЭК ДФО — лето 2025

Уголь – добыча и логистика

Часть дальневосточных регионов демонстрирует позитивную динамику в угледобыче – рост наблюдается в Якутии и Амурской области, на Чукотке. В Якутии за пять месяцев текущего года было произведено 22 млн тонн угля, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Основной объем обеспечили компании «Эльгауголь» («Эльга» А.Авдоляна и А.Исаева), «Колмар» и «Якутуголь» («Мечел»), хотя об итогах добычи на каждом из предприятий не сообщалось.

Напомним, что для Эльгинского проекта был построен аэропорт «Эльга» (открыт в апреле 2024 г.), рассчитанный для перелетов из других регионов работников предприятия. Весной 2025 г. аэропорт расширил географию полетов – запущены рейсы в Новосибирск, Красноярск, Читу, Новокузнецк. В первом квартале текущего года пассажиропоток аэропорта составил порядка 20 тыс. человек. В июне было запланировано открытие перелетов в Благовещенск.

Также компания «Эльга» в апреле текущего года приступила к строительству второго пути на Тихоокеанской железной дороге (ТЖД), соединяющей Эльгинское месторождение с портом Эльга на мысе Манорский в Хабаровском крае, – ведется отсыпка земляного полотна и укрепление откосов насыпи на участке протяженностью 531 км. Благодаря созданию второго пути предполагается увеличить пропускную способность магистрали с 30 млн до 50 млн тонн угля в год. Общая длина дороги с учетом разъездов составляет 626 км.

Объем добычи угля в Амурской области за январь-май 2025 г. достиг 1,93 млн тонн, увеличившись на 27% относительно января-мая прошлого года. Добычу ведут АО «Амурский уголь» и ООО «Огоджинская угольная компания» («Эльга» А.Авдоляна и А.Исаева). По итогам пяти месяцев года «Амурский уголь» на Ерковецком разрезе (Октябрьский район) и Северо-Восточном разрезе (Райчихинск) отчитался о росте добычи бурого угля на 30%, а в «Огоджинской угольной компании» сообщили о росте производственных показателей на 22,5%.

Следует отметить, что в июне «Огоджинская угольная компания» завершила строительство первой очереди железной дороги «Огоджа – Февральск» в Амурской области, ее протяженность составила 72 км. После завершения строительства длина железнодорожных путей от Огоджинского месторождения до станции Февральск на Байкало-Амурской магистрали должна составить 140 км (в рамках второго этапа предстоит проложить еще 68 км). Начало эксплуатации дороги намечено на сентябрь 2025 г.

Фото: пресс-служба «Огоджинской угольной компании»

Ожидается, что после запуска железной дороги ежегодный объем перевозок с Огоджинского месторождения составит 7 млн тонн угля, но это только начало проекта. На месторождении к 2028 г. планируется запустить обогатительный комплекс, состоящий из семи фабрик общей производительностью 32 млн тонн угля в год. В апреле прошлого года началось строительство первой обогатительной фабрики производительностью 2 млн тонн угля в год. На текущий год намечен ее ввод в эксплуатацию.

Между тем в Чукотском АО с начала года наблюдалось снижение добычи на основном угольном проекте региона, ориентированном на экспорт. Так, компания «Берингпромуголь» в январе-апреле 2025 г. добыла 473 тыс. тонн каменного угля на месторождении Фандюшкинское поле, сократив показатель на 15,7% относительно аналогичного периода 2024 г. Однако по итогам января-мая объем добычи «Берингпромуголь» достиг 624,5 тыс. тонн, увеличившись на 11,3% относительно аналогичного периода годом ранее. Тем самым можно говорить о новом росте добычи с мая.

При этом на Чукотке возобновился и рост добычи бурого угля – по итогам января-мая было добыто 23,6 тыс. тонн силами ОАО «Шахта «Угольная» на Анадырском месторождении, что на 31% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Объем добычи бурого угля в регионе формируется исходя из контрактов на поставку угля местным заказчикам (АО «Чукоткоммунхоз», АО «Чукотэнерго»).

В Сахалинской области ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает строительство магистрального конвейера в Углегорском районе, соединяющего Солнцевский угольный разрез с морским портом Шахтёрск (западное побережье Сахалина, Углегорский городской округ). Завершение работ намечено на третий квартал 2025 г. Данный угольный конвейер должен стать наиболее крупным в стране – его протяженность составит 23 км.

При этом ранее ввод объекта неоднократно переносился. Завершить строительство и начать эксплуатацию конвейера ВГК рассчитывала в 2023 г., затем сроки были перенесены на 2024 г. Летом 2023 г. в компании объяснили изменение сроков завершения строительства объекта проблемами при поставках необходимого оборудования. Монтаж конвейера начался еще в декабре 2020 г.

Стоимость реализации проекта в 2019 г. оценивалась в более чем 7 млрд рублей, однако в дальнейшем сумма увеличилась до более чем 22 млрд рублей. ВГК рассчитывает, что благодаря конвейеру будут увеличены объемы транспортировки угля в порт Шахтёрск с 9,1 млн тонн (по итогам 2019 г.) до 20 млн тонн в год. На сегодняшний день уголь в порт поставляется автотранспортом. В 2024 г. ВГК планировала довести добычу угля на Сахалине до 15,2 млн тонн, однако об итогах производства и отгрузки в порту не сообщалось. Результат добычи в 2023 г. составил 13,2 млн тонн угля, увеличившись на 16,8% относительно 2022 г., тогда же через порт Шахтёрск ВГК было отгружено более 13,1 млн тонн твердого топлива.

Газовые проекты

В сфере добычи углеводородных ресурсов в Сахалинской отрасли сохраняется отрицательная динамика по шельфовым проектам, что отражается на динамике добычи полезных ископаемых в регионе (в январе-апреле 2025 г. индекс сократился до 95,7%). В Якутии зафиксированный по итогам января-апреля текущего года небольшой рост в добывающей промышленности (+5,3% относительно аналогичного периода прошлого года) обеспечен прежде всего угледобычей, где наблюдался рост на 10,4%, добычей металлических руд (рост на 10%). Таким образом можно предположить, что в республике также продолжалось снижение добычи углеводородов.

Тем не менее в Якутии планируется осуществлять разведку газовых месторождений. Компании «АЛРОСА» и «Сахатранснефтегаз» намерены вести геологоразведку Улугурского и Эргеджейского месторождений – через совместное предприятие «Улугурнефтегаз». На каждом из участков месторождений уже проведены полевые сейсморазведочные работы на 300 погонных километрах. К августу текущего года планируется подготовить отчеты, по которым будет приниматься решение о начале поисково-оценочного бурения. Полный цикл геологоразведки и постановку запасов на госбаланс предполагается осуществить до конца 2027 г.

Реализация проекта началась осенью 2024 г. Общая площадь Улугурского лицензионного участка (Ленский и Сунтарский районы) составляет 4,2 тыс. кв. км, его прогнозируемые ресурсы оцениваются в 7,3 млн тонн нефти и 217,3 млрд куб. м газа. Эргеджейский лицензионный участок (Олёкминский и Сунтарский районы) расположен на территории в 3,1 тыс. кв. км. Его прогнозируемые запасы составляют 15 млн тонн нефти и 78,3 млрд куб. м газа.

Между тем «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК) по результатам 2024 г. увеличила ресурсную базу – объем совокупных ресурсов природного газа по итогам прошлого года вырос до 1 370 млрд куб. м (против 1 340 млрд куб. м в 2023 г.). Годовой объем добычи компании в 2024 г., тем не менее, сократился и составил 1,83 млрд куб. м против 1,96 млрд куб. м газа в 2023 г.

Тем временем нефтегазовый проект «Сахалин-2» (Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского шельфа) в мае, согласно решению совета ЕС, был в очередной раз освобожден от соблюдения потолка цен на нефть (60 долларов за баррель) – до 28 июня 2026 г. Частичное смягчение санкционных ограничений для проекта связано с организацией поставок нефти в Японию.

Платформа «Пильтун-Астохская-Б». фото: ПАО «АО Газпром»

Напомним, что японские компании Mitsui и Mitsubishi, наряду с ПАО «Газпром», являются совладельцами оператора проекта ООО «Сахалинская энергия». В Японии проект «Сахалин-2» рассматривается как значимый для обеспечения энергетической безопасности страны. Проект был впервые освобожден от ограничений по соблюдению потолка цен в декабре 2022 г., в дальнейшем действие исключений регулярно продлевалось. Производство СПГ в рамках «Сахалин-2» в 2024 г. составило 10,2 млн тонн, сократившись на 2% относительно 2023 г. Следует также отметить, что по итогам первого квартала 2025 г. было зафиксировано снижение экспорта российского СПГ в Китай (значительная часть которого поступает с проекта «Сахалин-2») – на 18,8% относительно аналогичного периода 2024 г., до 1,328 млн тонн[1].

При этом в ДФО планируется реализовать ряд небольших проектов по производству СПГ, ориентированных в том числе на экспорт. Правительство Хабаровского края и ООО «Дальневосточная корпорация Синьсин – Хабаровский СПГ» (структура китайской «Корпорации энергетической промышленности Чжуню Синьсин») в мае подписали соглашение о строительстве в регионе завода СПГ мощностью 80 тыс. тонн в год. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму около 3,2 млрд рублей. В настоящее время инвестор ведет поиск площадки на территории Хабаровского района. В качестве сырья для завода планируется использовать газ трубопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». Предполагается, что продукция завода будет экспортироваться в Китай (47 тыс. тонн), а также поступать на внутренний рынок РФ (33 тыс. тонн). Стоит отметить, что ранее (в сентябре 2021 г.) инвестор уже сообщал о планах по созданию такого производства в Хабаровске. Тогда сроки реализации проекта были намечены на 2025 г. Тем не менее новые сроки определены заново в рамках 2028-29 гг.

В Приморском крае, в городе Спасске-Дальнем планируется запустить малотоннажное производство СПГ, который в том числе будет поставляться через экспортный терминал на границе с КНР. Инвестором проекта выступит компания «Аврора СПГ»[2]. Объем вложений оценивается в 3,3 млрд рублей. Предполагается, что комплекс будет состоять из двух производственных линий, его мощность по сжижению природного газа составит 32 тыс. тонн в год.

Планы «Авроры СПГ» также включают создание заправочной инфраструктуры на трассе «Уссури» - компания строит в регионе КриоАЗС (сеть станций для заправки транспортных средств, использующих СПГ). В 2024 г. «Аврора СПГ» запустила комплекс «Аврора СПГ Владивосток» в рамках ТОР «Приморье» мощностью 20 тыс. тонн продукции в год.

Кроме того, компания «ПСК Трансгаз» (группа «Трансгаз» ПАО «Газпром») в рамках СПВ в Приморье намерена запустить производство автономных систем газо- и теплоснабжения на сжиженном углеводородном газе (СУГ). Производство мощностью 210 установок в год (включая шесть модульных котельных) предполагается разместить в селе Вольно-Надеждинское (Надеждинский район). Следует отметить, что группа «Трансгаз» уже располагает в Приморье комплексом по приемке, хранению и переработке СУГ (в рамках СПВ).

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.

[1] По итогам 2024 г. Россия увеличивала объем поставок СПГ в Китай на 3,29%, до 8,3 млн тонн.

[2] Принадлежит бывшему топ-менеджеру «Газпрома» А.Дмитриеву.