Просроченная дебиторская задолженность перед бюджетом выросла почти вдвое
Счетная палата зафиксировала резкий рост объема просроченной дебиторской задолженности при исполнении федерального бюджета. Как сообщил представитель ведомства, основными причинами стали более широкое авансирование госзаказов (вплоть до 100% суммы контрактов) и увеличение сроков их исполнения — в среднем на два года. Также повлияло то, что компании, получившие субсидии, не всегда отчитываются о расходовании средств, пишет газета «Ведомости».
Согласно заключению контрольного ведомства на отчет правительства за 2024 год, объем просроченной «дебиторки» по авансам почти удвоился: на 1 января 2025 года он достиг 1,34 трлн рублей против 634,9 млрд годом ранее. Почти половина этой суммы (600 млрд рублей или 44,7%) может быть погашена в течение года, еще 443,1 млрд рублей (33,3%) — в срок от одного до трех лет.
Общая дебиторская задолженность по расходам федерального бюджета выросла за год более чем на треть — на 4,4 трлн, достигнув 16,9 трлн, что составляет 42,1% всех кассовых расходов бюджета. Основную часть этой суммы (16,2 трлн рублей) составляют авансы по контрактам, при этом на госзакупки товаров, услуг и работ приходится 65,4% этих платежей.
Самыми крупными должниками по авансам стали Минтранс (247,1 млрд, +30% к 2023 году), Минпромторг (204,1 млрд), Минцифры (192,9 млрд), Минстрой (163,3 млрд) и Росавтодор (161,4 млрд). Всего на 155 организаций, работающих по госконтрактам, приходится почти 89% всей задолженности.
По данным Счетной палаты, основная часть задолженности (почти 14 трлн рублей) относится к авансам со сроком погашения до трех лет.Нарушения и проблемы исполнения контрактовЧисло организаций, включенных в реестр недобросовестных поставщиков, выросло почти вдвое — с 7300 в 2023 году до 14 000 в 2024-м. В рамках аудита, проводимого Счетной палатой с 2023 по 2025 гг., были выявлены системные проблемы в закупках: от задержек в доведении средств и заключении контрактов до слабого нормативного регулирования и недостатка координации между ведомствами и регионами.
Экспертные оценки: «Авансов много — рисков тоже»По словам Эмиля Аблаева из ЦМАКПа, рост задолженности во многом вызван активным авансированием — при этом «увеличение объемов авансов создает больше возможностей для неэффективного расходования».
Как отмечает Владимир Климанов из РАНХиГС, формально «дебиторка» является активом, но при невыполнении обязательств она может обесцениться. Олег Шибанов (РЭШ) уточняет: сама задолженность — не проблема, если контракт исполняется, но риск появляется при срывах сроков, особенно в строительной сфере.