Как будут защищены права покупателей и продавцов маркетплейсов
В России появится первый отдельный закон о цифровых платформах. Законопроект о платформенной экономике сегодня принят Госдумой в первом чтении.
Законопроект установит единые правила для маркетплейсов. Будут введены термины и определения, а также требования к договорам с продавцами, стандарты работы с товарами.
Депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин (фракция "Единая Россия") отметил, что впервые на уровне федерального закона определяется, что платформа - это информационная система, через которую пользователи, продавцы и исполнители заключают сделки. Для таких площадок предусматривается обязательный реестр: если ресурс обеспечивает размещение заказов, обработку платежей и логистику, он обязан включиться в специальный список, а значит - соблюдать единые правила. "К базовым обязанностям оператора относится проверка контрагентов по данным реестров, блокирование предложений о продаже изъятых из оборота товаров, фармацевтики без регистрации, продукции без маркировки. При размещении карточек товаров платформа должна выводить сведения о лицензиях, сертификатах, наличии маркировки и сообщать покупателю, что сама не является продавцом. В отношении услуг законопроект фиксирует статус физлиц‑исполнителей, закрепляя, что они сохраняют свободу выбора заказов и графика, а платформа не вправе навязывать им трудовые отношения", - уточнил депутат.
Документ уже отражает многие предложения бизнеса: сохранён договорный режим между оператором и продавцом, введён минимальный срок уведомления о смене комиссии, закреплён порядок досудебного урегулирования споров внутри платформы. Однако к второму чтению предстоит решить несколько чувствительных вопросов. "Прежде всего требуется конкретизировать механизмы, с помощью которых алгоритмы площадок будут препятствовать продвижению контрафакта: нужно прописать технические фильтры, порядок взаимодействия с государственными системами маркировки и сроки удаления нарушающих карточек.
Не менее важна детальная регламентация поиска: сегодня предусмотрен запрет на платное вмешательство вопреки критериям сортировки, но нет чёткого перечня метрик ранжирования, доступных пользователю. Ритейлеры также предлагают зафиксировать обязанность выдавать акт сверки не раз, а дважды в месяц, а для МСП предусмотреть льготный срок выплат, чтобы оборотные средства не замораживались на стороне платформы. Наконец, полезно оценить нагрузку на пункты выдачи заказов: закон вводит для них отдельный статус, но не устанавливает единых стандартов хранения и возврата товаров; это можно сделать в подзаконных актах пока нормы ещё не действуют", - пояснил депутат.
Сейчас законопроекты задают юридический каркас для электронной коммерции и обозначает ответственность площадок за условия торговли. Точная донастройка технических процедур и финансовых сроков во втором чтении позволит убрать перекосы между онлайн‑площадками и офлайн‑ритейлом и снизить риски для малого бизнеса, добавил Говырин.
Законопроект в первую очередь направлен на защиту прав потребителей и обеспечение контроля в этой важнейшей сфере, уверен юрист, руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский. "Вопросы правового регулирования деятельности маркетплейсов назрели уже достаточно давно. Только за период с 2020 года объем интернет-торговли вырос в три раза, и текущая нормативная база уже не соответствует сложившимся отношениям в данной сфере. Законопроект впервые нормативно разграничивает, за что отвечает маркетплейс, а за что продавец, включая маркировку, сертификацию и оборот ограниченных товаров. Законопроект предусматривает, в том числе, обязательную идентификацию продавцов через ЕСИА или госреестры, добровольное согласие продавцов на скидки. Вводится запрет на искажения поисковой сортировки товаров, т.е. если пользователь выбрал фильтр товаров по цене, платформам запрещается показывать более дорогие товары "выше" более дешевых из-за того, что их продвижение было оплачено", - отмечает юрист.
Естественно принятие закона будет только первым этапов в регулировании новых правоотношениях. По результатам правоприменения будут вноситься уточнения и дополнения.
Доцент института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин напоминает, что платформенная экономика - один из самых быстрорастущих секторов экономики. "Для России в целом развитие платформ - один из факторов перехода на новую модель экономической системы, о которой на ПМЭФ говорил президент.
Однако в развитии платформенной экономики есть и существенные риски. Крупнейшие платформы стали фактически монополистами. Для их участников это может означать непрозрачность условий взаимодействия. Платформы благодаря своему положению на рынке получили возможность диктовать выгодные им условия участия для продавцов. Кроме того, в России появилось такое явление, как платформенная занятость - без пенсионных и иных страховых взносов, без социальных гарантий для участников платформ. Законопроект о платформенной экономике имеет все шансы нивелировать значительную часть рисков. Нормативно-правовой акт предусмотрит равные и прозрачные условия участия для всех продавцов, запрет на манипуляции с поисковой выдачей. Благодаря законопроекту окажутся более защищёнными и покупатели - вводится чёткий и понятный всем алгоритм возврата товаров, проверки продавцов перед допуском на платформу", - отмечает эксперт. По его мнению, необходимо обеспечить допуск профсоюзных организаций к защите прав платформенно занятых. "Нужно продумать механизм досудебного разрешения споров, который поможет работникам более эффективно противостоять возможным злоупотреблениям со стороны платформ. Знаю, что такой подход активно продвигают независимые профсоюзы", - уточнил Ковригин.
Закрепляя гражданско-правовой характер отношений между исполнителем и платформой, законопроект позволит отделить платформенную занятость от разнообразных серых схем, скрывающих классические трудовые отношения, добавил генеральный директор Международная ассоциация развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых.