Михаил Сродных рассказал, как в Контуре отбирают стартапы для поддержки
Генеральный директор СКБ Контур Михаил Сродных рассказал, как в компании выбирают стартапы для поддержки, и какие три жизненных стадии проходит каждый проект. Тему стартапов обсудили в рамках ИННОПРОМ-2025 на сессии Сколково «Технопредпринимательство. Генератор прорывных идей от замысла к стартапу».
В сессии также приняли участие вице-президент по развитию и планированию Фонда «Сколково» Сергей Израйлит, генеральный директор ООО «Промобот» Максим Чугунов и Евгений Степанов, директор направления «Развитие партнерств и инфраструктуры» в ООО «Сибур Полилаб». Эксперты поделились опытом работы со стартапами, обозначили актуальные проблемы и главные драйверы развития таких проектов.
Одной из ключевых проблем, распространенных во многих стартапах, эксперты назвали некоторую оторванность от реальной бизнес-среды. Часто стартапы живут только за счет идеи — и их трудно сделать коммерчески успешными и масштабировать.
Так, Евгений Степанов поделился негативным опытом взаимодействия со стартапами. Он отметил, что авторы идей иногда приходят «за мечтой» — не понимая потребностей крупного бизнеса. Однако в партнерстве со Сколково некоторые проекты находят свое развития — например, в «Сибур Полилаб» развиваются стартап-проекты в сфере логистики и транспорта. Эти проекты могут стать отдельными направлениями внутри компании, заключил эксперт.
Для поддержания конкурентоспособности любой крупной компании всегда нужно искать новые пути развития. Сотрудничество со стартапами — один из таких путей, отметил Михаил Сродных. В Контуре со стартапами работает отдельный бизнес-юнит — «Перспективные направления». Он создан для мониторинга рынков и разработки новых продуктов и направлений. По сути, это специалисты по конвейерному запуску стартапов, которые сопровождают проекты для уверенного движения по стадиям существования.
В Контуре жизнь стартапов делят на три стадии, уточнил Михаил Сродных. Нулевая — когда стартап приходит в виде идеи, живущей в головах создателей. На этой стадии авторы подтверждают жизнеспособность идеи, проводят первичное исследование рынка и потенциальных потребителей.
Когда основные гипотезы сформулированы стартап отправляется на первую стадию. Здесь основная задача — подтвердить основные гипотезы и проверить те, которые принесут больше всего проблем.
На вторую стадию стартап переходит после подтверждения основных продуктовых гипотез: ценность, канал доставки ценности, возможность масштабирования, наличие достаточного количества потребителей на рынке. Здесь Контур обеспечивает главное, что нужно стартапу для развития — денежные вливания.
Михаил СродныхГенеральный директор СКБ Контур«Конкретный пример — приобретение уральского сервиса Scena.one в 2024 году. Это платформа аналитики и автоматизации коммуникаций с клиентами на базе технологий машинного обучения и ИИ. Это сделка — результат проекта нашего акселератора стартапов, который мы запустили в 2022 году. Команда Scena.one успешно прошла отбор, получила поддержку и сейчас уже влилась в экосистему для бизнеса Контур с новым названием — Сегмент+».
Говоря о масштабах поддержки стартапов, Михаил Сродных отметил, что сейчас в разработке есть 200 заявок, и 15 проектов находятся в активной фазе.
Выставка ИННОПРОМ-2025 проходит с 7 по 10 июля в «Екатеринбург-ЭКСПО». Контур традиционно выступает как ключевой участник. В программе — более десяти сессий, экспертные панели, презентации новых сервисов.