СВО-проверка: Маленький подшипник едва не угробил всю авиацию России
Причина провалов отечественного авиапрома с серийным выпуском наших авиалайнеров вскрылась неожиданно. Причиной стала проблема, на которую раньше никто не обращал внимания.
Все началось со скандала. Поставки авиационных деталей для военно-транспортных самолетов Ил-76 оказались некачественными. Они нанесли Минобороны ущерб в 130 млн рублей.
Когда стали разбираться, выяснилось, что с декабря 2017 года по январь 2022 года завод приобрел подшипники неизвестного происхождения, не соответствующие требованиям конструкторской документации, и установил их на колеса самолетов Ил-76.
В ходе следствия выяснилось, что менеджеры завода пытались избежать ответственности и штрафных санкций за задержки в поставках. Для этого они подделали документы о приобретении подшипников у Самарского подшипникового завода и фальсифицировали документы о приемке продукции Минобороны России.
Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении руководства ОАО «Балашихинский литейно-механический завод».
Факт установки контрафактных подшипников был выявлен только после начала эксплуатации самолетов. Из-за этого временно прекратились полеты пяти Ил-76.
Проблему признал гендиректор АО «Аэрокомпозит» Анатолий Гайданский. «Наши болевые точки известны. Первое — это подшипники. Отечественные подшипники даже близко не соответствуют тем, которые действительно нужны промышленности», заявил он.
Почему именно отсутствие подшипников специалисты считают главным тормозом отечественного авиапрома? С таким вопросом «СП» обратилась к бывшему авиаконструктору КБ «Сухой», эксперту по безопасности полетов Вадиму Лукашевичу.
- Без подшипников не может быть не только авиастроения – всё машиностроение обречено на провалы. Подшипники используют во всех механизмах, где есть вал и колесо. Двигатель без подшипников немыслим, авиационный – в первую очередь. Подшипники нужны везде – от компьютеров до гигантских электростанций.
В самолете – десятки разных подшипников. Их используют в турбине двигателя, в шасси, створках для ручной клади, трапах – всего не перечислить!
Можно, конечно, завозить подшипники по серому импорту, но результат будет мало прогнозируем. Для военной авиации это вообще неприемлемо.
До сих пор все молчали, работали на старых «заделах», но сейчас, после скандала с контрафактными подшипниками на военно-транспортных Ил-76, о проблеме подшипников, наконец, заговорили, признав ее главной причиной отставания нашего авиапрома.
«СП»: Статистика не радует. В 2020 году российскими предприятиями было выпущено чуть больше 37 тыс. штук шариковых или роликовых подшипников. Мы в основном закупали подшипники: объем их импорта в 2018 году составил $526 млн. После начала СВО весь импорт подшипников был свернут. Неужели за 3 года не удалось наладить их производство?
- При СССР было мощное авиастроение в первую очередь потому, что в Советском Союзе были десятки заводов, занимающихся изготовлением подшипников.
До середины 1970-х объемы ежегодного производства подшипников росли, в конце 1970-х их производство достигло 1 млрд. штук в год, в 1988 году в СССР произвели рекордные 1094 млн. подшипников.
В сравнении с этим 37 тысяч штук подшипников, которые изготавливали до СВО – ничтожная цифра. Их хватит примерно для 15 тысяч механизмов. Разумеется, при таких объемах о массовом производстве отечественных самолетов нельзя даже и мечтать.
Замечу, что от подшипников во многом зависит безопасность полетов. Не зря при СССР ГПЗ (Государственные подшипниковые заводы) были выведены в отдельную структуру, имели особый статус и работали под жестким контролем.
«СП»: Выходит, мы производим отечественные самолеты штучно именно из-за нехватки подшипников?
- Это главный фактор, который сдерживает запуск отечественных самолетов в серийное производство. Подшипники – самая больная тема в авиапроме и не только. Машиностроение без массового производства подшипников обречено на провал. К сожалению, у нас в авиапроме никто не смотрит на перспективу.
После распада СССР мы сделали ставку на импорт, а ведь у нас была своя, уникальная технология производства подшипников. Сейчас идут работы над Российской орбитальной станцией (РОС), запуск этого космического проекта запланирован на 2027-2032 годы. Разработчики говорят, что и там проблемы из-за того, что мы утратили технологию бесконтактных подшипников.
Пока мы не решим эту проблему – о становлении отечественного авиапрома можно забыть, - подытожил Вадим Лукашевич.
При СССР существовало больше 40 заводов, занимающихся изготовлением подшипников. Почти в каждом крупном советском городе был свой подшипниковый завод. Почему большинство из них закрылось? С таким вопросом «СП» обратилась к заслуженному летчику СССР, руководителю Общественного Совета при Ространснадзоре Олегу Смирнову.
- Производство подшипников прекратилось в 90-е, вместе с развалом отечественного станкостроения. При СССР у нас были уникальные станки с числовым программным управлением (ЧПУ), на которых работали квалифицированные инженеры.
Эта технология заинтересовала Запад, и мы продали эти уникальные станки. В результате – станков для производства подшипников практически у нас нет. А ведь подшипник – это база для двигателя, для самолета нужна масса подшипников разных видов высочайшего качества, способных работать в области высокого давления и перепада температур. Мы спохватились с опоздание в 30 лет…
«СП»: Президент неоднократно говорил о том, что России необходимо добиться технологического суверенитета в тех сферах, которые обеспечивают устойчивость экономики. Это средства производства и станки, робототехника, все виды транспорта, беспилотные, авиационные и другие системы. Почему у нас до сих пор не налажено производство основы машиностроения – подшипников?
- Полностью поддерживаю слова президента. Отечественный авиапром был фактически загублен в угоду «Боингам» и «Эрбасам». Осознали мы это поздно.
Решать проблемы в авиапроме надо под жестким контролем. Думаю, этот вопрос должен стать предметом изучения Генпрокуратуры и других надзорных органов.
В Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) государство вкладывает миллиарды, а она отчитывается ежегодно об убытках. Например, за 2024 год там насчитали чистый убыток в 24,1 млрд рублей.
Военная спецоперация стала лучшей проверкой эффективности нашей промышленности. Сейчас надо сделать кадровые выводы и двигаться дальше. Тем более, что технологии производства подшипников у нас в России остались. Надо начинать с восстановления заводов.