Проект ВСМ стал драйвером инноваций в промышленности и строительстве

Полтора года назад президент России дал старт строительству первой высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Санкт-Петербург. Ее пуск запланирован на второй квартал 2028 года. Новая трасса с пассажиропотоком 23 миллиона человек в год станет первой из пяти планируемых ВСМ, которые соединят столицу с Казанью, Екатеринбургом, Адлером, Минском и Рязанью.

Проект ВСМ стал драйвером инноваций в промышленности и строительстве
© Российская Газета

До 2050 года высокоскоростное движение охватит обширную территорию, эффект от этого ожидается колоссальный: улучшатся условия для внутреннего туризма и трудовой миграции, увеличится пропускная способность железных дорог. Кроме того, научно-проектные институты все это время будут загружены заказами, а в строительстве, машиностроении и смежных отраслях появятся тысячи дополнительных рабочих мест.

Путь инноваций

Вся инфраструктура для ВСМ, которая создается в рамках нацпроекта "Эффективная транспортная система", контактная сеть, автоматика, система управления, а также подвижной состав будут полностью российскими. К примеру, железобетонные плиты для безбалластной укладки путей изготовят в Новгородской и Тверской областях, а сами рельсы, способные выдержать скорость до 400 километров в час, станут прокатывать в Нижнем Тагиле.

Поезда будут собирать на заводе "Уральские локомотивы", где до 2022 года выпускали "Ласточек", а теперь "Финистов". Прямо сейчас на предприятии идет масштабная стройка. Всего планируется возвести пять новых объектов общей площадью 67 тысяч квадратных метров: корпуса для формирования компонентов кузова и проведения пусконаладки, испытательный центр тягового привода, конструкторский центр и административное здание. Сдать их генподрядчик должен до конца 2026 года, при этом станки начнут завозить в цеха заранее, уже в марте.

- Компетенции, которые мы приобретаем в Верхней Пышме, бесценны: ничего подобного в России раньше не создавали. Все самое интересное, конечно, будет происходить в цехах и головах конструкторов, а мы формируем базу для этого. Сложность заключается не только в масштабах, сжатых сроках, сложных грунтовых условиях, ограничениях, связанных с существующей инфраструктурой, необходимости разработки уникальных решений для высокоточного оборудования, но и в том, что ввод зданий в эксплуатацию должен произойти почти параллельно с выпуском первых опытных образцов поезда для ВСМ, - говорит генеральный директор компании "Синара-Девелопмент" Тимур Уфимцев.

Презентация на заводе

Проектировщикам пришлось искать нестандартные решения, ведь объекты возводятся не в чистом поле: нужно было вписать их в участок, соблюсти требования по санитарным зонам, противопожарной безопасности, высчитать соосность стен, въездов и выездов, чтобы действующие и новые цеха потом смогли объединить в одну технологическую цепочку. И все это - не создавая помех работающему производству.

Так, здание, где будут изготавливать кузов, с двух сторон ограничено галереей с кабелями 10 кВт, питающими завод и часть города. Разработав специальные техусловия, строители установили наружные ограждающие конструкции из стеновых сэндвич-панелей с повышенным пределом огнестойкости и дренчерные завесы, препятствующие распространению возгораний. А чтобы стабилизировать болотистые почвы под фундаментом, завезли 100 тысяч кубометров скального грунта - получилась очень надежная площадка.

Очертания корпуса уже хорошо просматриваются: из 5000 тонн металлоконструкций на середину лета смонтировано более половины, плюс 71 подкрановая балка, залито 14,3 тысячи кубометров бетона. Размеры и возможности цеха просто гигантские: длина - 420 метров, ширина - 57, три пролета, 11 мостовых опорных кранов, которые способны поднимать грузы до 16 тонн. Из 32,7 тысячи квадратных метров общей площади две трети займет производственный участок, остальное отдадут под склад и презентационный офис со смотровой площадкой, откуда можно будет наблюдать за рождением вагонов.

Осенью подрядчики закроют тепловой контур и займутся внутренними коммуникациями и отделкой. Обогревать помещения планируют с помощью газовой котельной - для больших пространств наиболее эффективный и дешевый метод.

Синхронный подъем

Не менее важное звено технологической цепи - корпус пусконаладки. Не такой внушительный, как предыдущий, но тоже впечатляет: 378 метров в длину, 36 в ширину, 12 в высоту. Здесь вагоны будут соединять в поезда, подключать инженерные сети, проверять переходы на герметичность, проводить высоковольтные и низковольтные испытания.

Грунт в этом месте техногенный насыпной, поэтому свайное основание сделали не только под несущий каркас, но и под силовую плиту пола - он будет выдерживать нагрузку на поверхность пять тонн на квадратный метр.

- Чтобы транспортные тележки могли свободно перемещаться по цеху, разработали схему, где все мостики доступа к составам подвешены к каркасу. Кроме того, заводчане хотели, чтобы площадки обслуживания по вертикали перемещались максимум на пять сантиметров, этого удалось добиться за счет увеличения металлоемкости здания, - раскрывает детали первый заместитель генерального директора "Синара-Девелопмент" Данил Значков. - Использование материалов, устойчивых к нагрузкам и стойких к деформации, позволило выполнить требования технологов и одновременно обеспечить необходимую несущую способность и жесткость конструкций.

Металлокаркас готов уже на 80 процентов. Когда он приобретет более завершенные черты, рабочие уложат в корпусе железнодорожные пути. Два из них оснастят 318-метровыми рельсовыми эстакадами и технологическими приямками, третий - смотровой канавой: можно будет загнать под крышу сразу два пятивагонных скоростных поезда или один высокоскоростной из восьми либо двенадцати вагонов. Синхронизированные домкраты, выдерживающие нагрузку до 20 тонн, помогут слесарям поднять состав целиком и оперативно провести техобслуживание.

Тест на интеллект

Как выглядит производственный комплекс высокоскоростных поездов с высоты птичьего полета, показали на недавно завершившейся международной выставке "Иннопром". Интерактивный макет оценили гости самого высокого ранга, в том числе российский премьер-министр.

Чтобы представить масштабы строительства, достаточно сказать, что лишь на два производственных корпуса уйдет почти 8000 тонн металлоконструкций и свыше 40 тысяч кубометров бетона. Притягивает внимание и испытательный центр тягового привода, сроки ввода которого еще более сжатые, чем у цехов, ведь уже в первом квартале следующего года стартует тестирование силовой установки поезда мощностью 10 мВт.

Сдать промышленный комплекс генподрядчик должен до конца 2026 года, а станки начнут завозить уже в марте

Площадь модульного здания с надземным переходом всего 2000 квадратных метров, при этом требуется целых 3 мВт присоединенной мощности, поскольку именно здесь будут проводить электрические, тепловые и нагрузочные испытания электродвигателей и преобразователей, проверять алгоритмы, по которым отдает команды интеллектуальная система управления. Серьезно перевооружиться должны и другие заводские цеха: там появятся новое стендовое оборудование, сложная оснастка и дополнительные обрабатывающие центры с ЧПУ.

Первые два состава нового поколения уральцы передадут на испытания и сертификацию в 2027 году, в целом же модернизация позволит предприятию собирать ежегодно 150 вагонов для скоростных поездов и 144 для ВСМ. Чтобы эти планы воплотились в жизнь, на стройплощадку в Верхней Пышме ежедневно выходят более 250 рабочих и специалистов и 35 единиц техники. Осенью, когда пустят тепло и начнут внутреннюю отделку, цифра вырастет вдвое.

Фактор нестандартности

Спрос на промышленное строительство на Урале всегда был высок, несмотря на то что оно сложнее какого-либо другого, поскольку завязано на выполнение жестких экологических и технологических требований. Итоговый результат определяется тремя факторами: наличием земли, энергоресурсов и нетиповым проектированием, когда еще на этапе планировки участка инженеры понимают, какое оборудование будет стоять в цехах и какие операции там будут выполняться. Очень важна, по отзывам предпринимателей, и роль госэкспертизы: ее сотрудники не просто проверяют документацию и выдают заключение, но и помогают сформировать те самые нестандартные подходы к стройке, учесть все нюансы.

- Думаю, у этого направления огромные перспективы. Технологический суверенитет страны невозможен без новых производств, НИОКР, собственных технологий, не случайно государство уделяет этому огромное внимание. Крупные проекты типа ВСМ не только обеспечивают импортозамещение, загружают машиностроительные мощности, но и дают дополнительный импульс нашей отрасли, стимулируют разработку инноваций, внедрение цифровизации. А также выступают драйверами роста городов, положительно влияют на экономику и социальную жизнь на территории, - рассуждает Данил Значков.