Крупных ретейлеров заподозрили в ценовом сговоре касательно пластиковых пакетов

Крупных ретейлеров заподозрили в ценовом сговоре касательно пластиковых пакетов
© BFM.RU

Крупные торговые сети заподозрили в ценовом сговоре. Все из-за синхронного роста стоимости пакетов. Речь идет о «Пятерочке», «Перекрестке», «Магните» и «Дикси». Общественная организация, защищающая права потребителей, направила обращение в ФАС с требованием проверить возможный картельный сговор между крупными ретейлерами.

Пакет — один из самых, если не самый продаваемый товар в магазине. По данным результатов ВЦИОМ, покупают его примерно 60% потребителей. За последний год стоимость пакетов-маек в «Пятерочке», «Перекрестке», «Магните» и «Дикси» выросла в среднем на 25%. Примечательно и то, что все сети теперь продают их по единой цене — 9,99 рубля, тогда как закупочная оптовая цена составляет всего 2,5-3 рубля за штуку. Это данные Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров. Они отмечают, что поднятие цены, в частности, у «Пятерочки» и «Перекрестка» в течение года происходило дважды: каждый раз — примерно на рубль. Притом что раньше она либо вообще не росла, либо очень незначительно. Так, цена за пакет в 2022 году была около 7 рублей, в 2023-м — около 8 рублей, а в 2024-м — 8,49 рубля. В Х5 Group заявили ТАСС, что стоимость пакетов не менялась на протяжении двух лет. Директор ассоциации Владимир Зыков отмечает, что, учитывая высокую частоту покупок и серьезную наценку, пакеты приносят ретейлерам миллиардные доходы:

Владимир Зыков директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров «Сколько «Пятерочка», «Перекресток», «Магнит» зарабатывают на продаже пакетов? Если каждый магазин поднимает стоимость пакета на рубль, то там получаются довольно высокие значения. У «Пятерочки» мы посчитали 6 млрд рублей, «Перекресток» около 600 млн, «Магнит» — около 3 млрд, «Дикси» — уже точно не скажу. Эти расчеты верны, если стоимость пакета была поднята в начале года. То есть это на 12 месяцев. И если действительно 60% покупателей приобретают пакеты. Еще важный момент: если вы зайдете в любую «Пятерочку», «Перекресток» и так далее, то вы обнаружите, что ценников на пакеты там нет. На электронных терминалах цена за пакет появляется только в тот момент, когда вы добавляете пакет в корзину. Мы прошли по восьми магазинам, и оказалось, что во всех цена на товар под названием «пакет-майка» действительно отсутствует, мы везде зафиксировали это нарушение и отправили еще в Роспотребнадзор».

ФАС подтвердила получение обращения и пообещала провести проверку, уделив особое внимание возможным антиконкурентным схемам. Эксперты отмечают, что пакеты приносят магазинам существенный доход, поскольку их покупает почти каждый клиент. Кроме того, часть расходов, связанных с воровством, сети могут компенсировать за счет завышенной стоимости пакетов. С точки зрения бизнес-логики попытки ретейла зарабатывать на сопутствующих товарах укладываются в текущие реалии, говорит управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк:

Илья Березнюк управляющий партнер Agro and Food Communications «Последние год-два достаточно пристальное внимание со стороны государства к социально значимым товарам в ретейле. По большому счету к товарам, которые имеют наибольшую оборачиваемость. Ретейл говорит о том, что наценка на них составляет не более 10% (опираемся на официальную информацию), но порой действительно получается так, что ниже определенной какой-то рентабельности реализуются товары. Те же пакеты-майки, которые реализуются огромными количествами ежедневно по всей стране, не подпадают под такое пристальное внимание со стороны компетентных органов. Возможно, да, за счет этого могут происходить определенные манипуляции, связанные с дополнительным заработком для сетей».

Юристы отмечают, что синхронный рост цен действительно может указывать на картельный сговор, но для однозначных выводов нужны дополнительные доказательства, так как ценовой сговор — состав сложнодоказуемый. Да и крупные торговые сети уведомлены о рисках, продолжает адвокат, управляющий партнер NSP, партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов:

Александр Некторов адвокат, управляющий партнер NSP, партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» «На самом деле выглядит либо крайне неосторожно, либо очень сомнительно. Сам факт одинаковой цены не означает, что это автоматический сговор. Насколько вероятен такой сговор? Честно говоря, сомневаюсь. Но у крупных сетей есть все возможности друг с другом пообщаться и достигнуть любой договоренности. Во-первых, их ограниченное количество. Во-вторых, есть крупные ассоциации, в которых они участвуют. То есть теоретически возможно. На практике если такой сговор и есть, то это просто огромная ошибка со стороны их сетей. Я понимаю, что так можно очень интенсивно зарабатывать, но и правовые последствия довольно серьезные — оборотные штрафы».

А является ли синхронное подорожание результатом рыночных факторов или же нарушением антимонопольного законодательства — покажет время и проверка ФАС.