Под Железногорском начали ремонтировать 800-метровый участок водовода
Изношенные стальные трубы станут внешним каркасом новых, пластиковых, срок службы которых оценивают в 50-100 лет. Ремонт участка может стать началом решения перезревшего вопроса о замене всего водовода. Серьёзная авария О порыве на участке 67-километрового водовода, обеспечивающего водой из артезианских скважин 100-тысячный Железногорск, мэр города Александр Михайлов рассказал поздно вечером 8 июля. В городе ввели ограничение по давлению холодной воды в трубах домов - с полуночи до 5 часов утра и с 10 до 17 часов. Полного прекращения подачи воды не было — она из скважин и сейчас поступает в городскую сеть по прохудившейся ветке водовода. Вторая, параллельная его ветка, вышла из строя много лет назад и не ремонтировалась из-за бедственного финансового положения железногорского муниципального «Горводоканала» и дефицита городского бюджета (его собственные доходы — около 800 млн. рублей при 4,5 млрд. расходов). Глава Железногорска сразу сообщил, что на ремонт 800-метрового участка потребуется около 220 миллионов рублей — сумма для города неподъемная, город обратится к врио губернатора за помощью. 9 июля Александр Хинштейн сообщил: регион поможет Железногорску, хотя и для области сумма внушительная. Был выбран подрядчик — курская компания «Элитиум». С завода из Нижнего Новгорода доставили необходимое количество труб, которые, как говорят рабочие, сделаны по ГОСТу и пригодны для питьевой воды. В старые трубы уложат новые 8 августа журналисты городских и федеральных СМИ побывали на месте ведения работ — в болотистом районе у реки Османьки в Железногорском районе. Рабочие сейчас заняты спайкой заводских пластиковых труб диаметром около 700 мм с толщиной стенки в 65 мм в одну «плеть» длиной 800 метров. Как пояснил гендиректор «Элитиума» Юрий Ищенко, после этого старая труба водовода, диаметр которой чуть больше пластиковой трубы, будет внутри очищена от наростов ржавчины, забитых когда-то в дыры «чопиков» и всего прочего - методом горизонтального бурения. А затем в стальную трубу, как в гильзу, загонят ту самую пластиковую «плеть» нового водовода. Это - оптимальный вариант, избавляющий от сложных работ в заболоченной местности. Но за 10-летнюю работу компании её сотрудникам впервые придется загонять в старый водопровод новые трубы такой большой длины. Такую процедуру будут делать дважды: сперва заменят «ветку», которая продолжает питать город водой, после чего вторые 800 метров пластиковых труб уложат в старую параллельную «ветку» - она станет резервной. Будут заменены не только сами трубы, но и специальные камеры на обоих концах участка, где происходит его соединение с трубами, идущими на водозабор и на Железногорск. Также поменяют на современную всю старую запорную арматуру, вид которой для неспециалиста вызывает вопрос, как она вообще ещё работает. Собственно включение нового участка в систему водовода пройдёт для горожан незаметно. Несколько часов, пока подача воды по водоводу будет перекрыта, железногорцы будут пользоваться запасами «Горводоканала» - резерв воды покрывает потребность города на несколько суток. На вопрос журналиста «Курских известий» об условиях для 15 сотрудников компании, работающих на участке, Юрий Ищенко пояснил: им снимают жильё в Жюелезногорске, к месту работы привозят еду — никаких жалоб в этом смысле нет. Что касается вызвавшей сперва резонанс стоимости работ — 220 млн. рублей, то гендиректор компании под грохот работающего генератора назвал её соответствующей нынешним ценам и сложности работ. По словам главы Железногорска Александра Михайлова, осмотревшего вместе с журналистами ход работ, нынешние технологии позволят заменить проблемный участок водовода в относительно короткие сроки (собственно замена труб произойдёт в августе). Все работы на участке должны завершить к 1 октября. Именно этот участок водовода, по его словам, является самым сложным из-за заболоченной местности, в которой лежат трубы. Остальные участки водовода идут по земле, что значительно упрощает ремонтные работы. Насколько это надёжно Юрий Ищенко, гендироектор фирмы-подрядчика: - Надёжность соединения труб между собой обеспечивает технология, подтверждённая заводом-изготовителем. Края двух труб зачищают, потом обезжиривают, затем разогревают до 220 градусов и спаивают с помощью специального оборудования. Потом место соединения остывает в течение полутора часов. Всё это позволяет обеспечить идеальное соединение, которое гарантирует отсутствие протечек, когда водовод будет лежать на дне заболоченной местности. Старая стальная труба будет и дальше разрушаться, но это на пластиковый водовод никак не повлияет. Целлофановый пакет разлагается, как считается, за 100-200 лет, а здесь толщина трубы 65 миллиметров. Поэтому можно сказать: этим участком будут пользоваться и те поколения железногорцев, которые про нынешнюю аварию будут знать разве что из учебников истории города. Проблема с большой «бородой» Берёзовский водозабор начал работать 25 декабря 1982 года. Его провели от деревни Берёза Дмитриевского района до Железногорска. Протяжённость водозабора — 67 км. Как пояснял четыре года назад «Курским известиям» руководивший тогда муниципальным «Горводоканалом» Владислав Ададуров, такая удалённость объясняется тем, что из-за близости карьера Михайловского ГОКа артезианской воды на высоких горизонтах вблизи города нет, скважины у города надо бурить на 200 метров, плюс огромные затраты на подъём воды. А на «Берёзе» глубина скважин — 40 метров. По бухгалтерскому учёту, износ водовода достиг 100% ещё в 2008 году. Вопрос о строительстве нового поднимался в железногорской гордуме в 1998 году. Тогда его стоимость оценивали в немыслимый по тем временам миллиард рублей. В 2000-х, по словам депутата областной думы Николая Карцева (он пробыл в железногорской думе несколько созывов), стоимость водовода дошла до 4,2 млрд. В 2021-м «Горводоканал» пытался войти с проектом нового водовода в федеральную программу «Чистая вода» со сметой в 6,5 млрд., потратив на проект около 14 млн. рублей, но неудачно. По словам Николая Карцева, сейчас стоимость работ специалисты оценивают в семь с лишним миллиардов. Но, по его замечанию, если полностью переходить на пластик, замена водовода обойдётся значительно дороже. «Продержаться до программ» Александр Михайлов, мэр Железногорска: - Получить деньги на весь новый водовод сейчас нереально. Правильнее разработать план замены водовода участками. Каждый такой проект требует меньше средств, получить которые проще. Да, сейчас нет таких программ, но, я уверен, они скоро будут на федеральном уровне. Потому что такая проблема не только в Железногорске, она — по всей стране. Федеральный центр уже собирает сведения по регионам, изучает потребность, масштабы ремонтов. Поэтому мы в Железногорске сейчас актуализируем по смете тот проект, который не попал в «Чистую воду», разбиваем его на участки и ждём появления программ по воде в масштабах всей страны. Я благодарю врио губернатора Александра Хинштейна за оперативную финансовую помощь Железногорску. Замена участка, рассчитываем, позволит забыть о проблемах в этом месте минимум на полвека. Менее сложные участки водовода будем ремонтировать своими силами, чтобы продержаться до появления соответствующих федеральных программ. 38 тысяч кубометров воды потребляет Железногорск за сутки, пояснил «Курским известиям» глава города Александр Михайлов.