Возможен ли в России цифровой суверенитет и что мешает его достичь: отвечают медиаэксперты

Кто обеспечивает суверенитет в цифре В последние годы власти и бизнес все активнее обсуждают импортозамещение в цифровой сфере, рассматривая его как стратегическую задачу для страны. Одним из ключевых направлений в этой работе стали крупные онлайн-платформы, способные не только заменить зарубежные сервисы, но и создать собственную конкурентную экосистему. Именно они формируют инфраструктуру для внутреннего информационного обмена, электронной коммерции, медиа и профессиональных коммуникаций. Тема их развития стала одной из центральных на Втором Фестивале новых медиа на Сенеже, где представители ведущих компаний делились опытом и видением будущего. В дискуссиях участвовали не только хорошо известные россиянам Rutube, VK и Wildberries, но и перспективные молодые проекты, такие как «Сетка» и TenChat. Проект «Сетка», созданный командой hh.ru, был запущен в июне 2024 года после закрытого бета-тестирования. Она ориентирована на IT‑, digital‑ и креатив‑комьюнити и помогает строить профессиональные связи, продвигать резюме в формате постов и находить карьерные возможности. В марте 2025 года совместно с «Яндекс Практикумом» «Сетка» запустила бесплатный курс по нетворкингу для специалистов IT и digital, где рассказывается, как эффективно использовать платформу и развивать карьеру с помощью профессиональных контактов. А вот TenChat начинался как российская альтернатива зарубежным бизнес-соцсетям, но быстро превратился в многофункциональное суперприложение. Основанная в 2021 году и включенная в реестр отечественного ПО Минцифры, платформа объединяет предпринимателей, сотрудников компаний и фрилансеров, позволяя размещать резюме, искать клиентов, инвесторов и участвовать в тендерах. В числе ключевых инструментов – нейросеть «Бизнес.Тиндер» для подбора деловых связей, AI-алгоритм продвижения контента «Афина», сервис экспертизы компаний, CRM-тендеры и рекрутинговая система TenHunter. К концу 2023–2024 годов TenChat насчитывал более 5 миллионов активных пользователей из России и стран СНГ. «TenChat начал активно расти в 2022 году, когда заблокировали одну из западных социальных сетей, но мы были не готовы, а теперь, перепробовав разные механики, поняли, как быть конкурентными», – сказала представитель компании TenHunter Мария Лобанова. Потенциал роста отечественных платформ не исчерпан, высказал мнение во время дискуссии директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics Василий Черный. По его словам, за последний год «Одноклассники», «Дзен» и Rutube показали заметный рост: прибавка по объему контента составила 4,5 %, а по авторам – 22 %. «Объем контента в Telegram стал в этом году меньше на 11 %, чем в прошлом. Запрос аудитории изменился, что может быть точкой роста для нас», – сказал директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics. Увеличение охватов и аудитории отечественных платформ влияет на укрепление информационного суверенитета России, подчеркнул управляющий директор «Дзена» Александр Толоконников. «На самом деле смотрели мы как раз через призму того, на чем мы можем расти, и поняли, что все перетоки аудитории, весь органический рост приходился как раз-таки на новости. Мы сделали ставку, и цифры, которые в том числе ранее были изучены, – это следствие того, что ставка работает и играет», – заключил он. Основные вызовы в развитии цифрового суверенитета Тема цифрового суверенитета звучала не только на официальных сессиях форума, но и в кулуарах. Основатель «Мастерской новых медиа» Юлия Аблец в беседе с журналистами отметила, что до появления в стране достаточного числа собственных цифровых платформ говорить о независимости было преждевременно. По ее словам, раньше правила работы в медиапространстве во многом определяли западные сервисы. Сейчас же, подчеркнула Аблец, ситуация изменилась. «Мы можем развивать наш информационный суверенитет. За счет людей, кадрового потенциала, платформ, их суверенности, независимости, с помощью медиапродуктов, которые мы можем создавать и которые могут быть востребованы аудиторией», – сообщила Аблец. Вместе с тем вызовы все еще остаются – о них «ФедералПресс» рассказали эксперты отрасли. Так, директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics Василий Черный отметил, что государство, бизнес и медиа сегодня объединяет задача по формированию и передаче смыслов. Однако, по его мнению, важно не только донести эти смыслы, но и обеспечить, чтобы они были услышаны и поняты аудиторией. «Цифровые платформы – пожалуй, самый мощный канал передачи нарративов и ценностей, которые транслирует государство», – пояснил он в беседе с «ФедералПресс». Среди ключевых вызовов для государства и бизнеса Черный назвал необходимость перевода аудитории на отечественные платформы, работающие в рамках национального законодательства. «Нужно также сделать качественный продукт, чтобы людям хотелось им пользоваться, обеспечить авторам возможность зарабатывать», – сказал собеседник «ФедералПресс». Медиаменеджер Георгий Лобушкин считает, что государство должно стремиться к цифровому суверенитету в медиа – процесс его обретения неизбежен, считает эксперт. Однако существуют объективные сложности. Лобушкин пояснил, что глобальный интернет не может «выключить» ни одна страна мира, в том числе и Россия. В этих условиях, полагает собеседник агентства, нужно учить людей критически мыслить при обработке информации в Сети. «Если мы говорим о будущем цифровом суверенитете, то важно им заниматься уже со школьной скамьи», – сказал Лобушкин в разговоре с «ФедералПресс». Директор по работе с контентом Rutube Илья Емелин отметил, что основная сложность в развитии цифрового суверенитета – это импортозамещение оборудования. Он добавил, что с отечественными техническими решениями возникают сложности. «Для индустрии это большой вызов», – сказал собеседник «ФедералПресс». Фото: ФедералПресс / Денис Коробейников

Возможен ли в России цифровой суверенитет и что мешает его достичь: отвечают медиаэксперты
© РИА "ФедералПресс"