Хлоридный след: Европа шарахается от грязной «нефти Алиева», как черт от ладана
Инцидент с загрязнением нефти органическими хлоридами в трубопроводе «Баку–Тбилиси–Джейхан» едва не обернулся катастрофой для ряда нефтеперерабатывающих заводов Европы.
Казахстан ещё в конце июля был вынужден экстренно изменить маршруты экспорта нефти танкерами и вернуться к прокачке по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), который идёт через территорию России в Новороссийск. Это повлекло перестройку графиков загрузки и изменения логистики в порту. Россия от этого ощутила неудобства, однако переживёт ситуацию. А вот Азербайджану достался серьёзный удар по репутации. Прямые убытки будут исчисляться сотнями миллионов долларов, о косвенных пока никто и не вспоминает.
Все объёмы перенаправлены в КТК, который традиционно является основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти. Однако у самого трубопровода сейчас тоже не всё гладко. На морском терминале под Новороссийском работает только два выносных причальных устройства из трёх. Третье отключено с 15 августа для плановой замены плавучих и подводных шлангов. Ремонт планируют завершить в течение трёх недель, если позволит погода.
Чтобы компенсировать ограниченные возможности, приняли решение использовать только большие танкеры вместимостью 120–200 тысяч тонн. Более мелкие суда временно задействовать не будут.
Но главное конечно, что ситуация с загрязнённой нефтью вызвала серьёзные проблемы в Европе. Первой о получении сырья с хлоридами сообщила итальянская компания Eni, за ней аналогичные жалобы предъявили австрийская OMV и чешское подразделение польской Orlen. В Румынии произошёл настоящий форс-мажор - партия нефти в 90 тысяч тонн оказалась настолько загрязнённой, что пришлось экстренно брать топливо из государственных резервов. Оператор трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан утверждает, что проводится дополнительный контроль качества и отбор проб. Однако доверие к Azeri Light подорвано. Танкеры, груженные этой нефтью, болтаются сейчас в море - принимать их европейцы просто боятся.
Органические хлориды в нефти не появляются случайно. Это специальные реагенты, которые применяются для увеличения добычи на стареющих месторождениях. Когда пласт «выдыхается» и нефть становится густой, её «разжижают» хлорсодержащими веществами, чтобы выжать остатки. Главное, чтобы перед попаданием в магистральные нефтепроводы хлориды были полностью удалены. Судя по всему, в этот раз очистку была провели с нарушениями. Возможные причины — технический сбой.
Но для европейских НПЗ это оказалось равносильно диверсии. Дело в том, что при высоких температурах хлориды распадаются на хлор и соляную кислоту, которая буквально разъедает стальные трубы и резервуары, ну а хлор выводит из строя дорогостоящие катализаторы на основе платины и палладия, применяющиеся в процессах крекинга для производства бензина и дизельного топлива. Один килограмм такого катализатора сопоставим по цене со слитком золота, и его порча означает огромные убытки.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напоминает, что это уже не первый случай обнаружения хлора в нефти:
- Было дело, когда Польша предъявляла к «Транснефти» претензии, что шла некачественная нефть. Пришлось остановить прокачку, чистить нефтепровод.
«СП»: На этот раз озвучена даже «версия диверсии», Азербайджан и Румыния готовятся обвинить в этом Россию.
- Пусть предъявляют свои претензии, если предъявят, то начнётся расследование.
«СП»: Скорее всего, ничего не предъявят, громко пошумят и… тихо забудут.
- Ну почему? Когда такой случай возник внутри нашей страны были судебные претензии к определенным нефтяным компаниям.
«СП»: Тщательно ли работают азербайджанские нефтяники?
- Тут важно знать, что ни бочку, ни цистерну хлора опрокинуть в нефтепровод под высоким давлением невозможно. Скорее всего не доглядели ещё не месторождении. Что-то, где-то пошло не так. И на пункте приема в нефтепровод этого не заметили, в трубу попала загрязненная нефть. Как она туда попала – это уже предмет отдельного разбирательства, настаивает эксперт…
Сейчас многие вспоминают случай на Мозырском НПЗ в Беларуси в 2019 году, когда из-за хлоридов завод был вынужден остановиться на месяцы. Азербайджан оказался в ситуации, в чём-то напоминающей ту историю. Тогда из-за попадания хлоридов в нефть в трубопроводе «Дружба» поставки в Европу были парализованы. Россия понесла многомиллиардные убытки, а скандал стоил должностей нескольким топ-менеджерам.
Теперь аналогичный казус ударил по Баку. Помимо прямых финансовых потерь, пострадало доверие к качеству Azeri Light.
Повторимся, органические хлориды добавляются в нефть в самом начале цепочки, на промысле. Это химические реагенты, которые закачиваются в скважины для «разжижения» тяжелой нефти. Там в принципе кто-то может намеренно ввести их в поток, не очистив должным образом. Но вот на этапе уже работающего экспортного трубопровода (например, Баку–Тбилиси–Джейхан) «влить со стороны» такие реагенты практически невозможно, нефтепровод герметичен, работает под высоким давлением, доступ к системе строго ограничен, любое вмешательство сразу вызвало бы падение давления или аварийный сигнал.
То есть «тайно подлить» химикаты где-то посреди магистрали — это из области шпионских романов. Реалистичнее всего загрязнение могло попасть на стадии подготовки нефти к экспорту — то есть в Азербайджане.
Формально исключать какую-нибудь диверсию нельзя, в 2019 году, когда хлориды попали в российскую нефть по «Дружбе», рассматривались и саботаж. Но тогда расследование показало, что причиной стали халатность и мошенничество — некоторые мелкие поставщики в России закачивали дешёвые хлорсодержащие растворители в нефть, чтобы скрыть падение объёмов и «добрать вес».
Обвинения в адрес России со стороны Азербайджана в нынешнем контексте наших отношений больше похоже на политический жест. В реальности же пролезть в систему и незаметно испортить тысячи тонн нефти крайне сложно. Практически невозможно, ведь нефтепровод проходит через Азербайджан, Грузию и Турцию — страны, где Россия не имеет свободного доступа к инфраструктуре. Кроме того, технически впрыск хлора в трубопровод без обнаружения выглядит крайне сомнительным.
Однако Баку может использовать этот скандал для давления на Москву в условиях охлаждения двусторонних отношений. В общем highly likely, как когда-то говорила британская премьерша, то есть «весьма вероятно», что «во всем виновата Россия». По-азербайджански это, кстати, будет çox güman, а по-румынски probabil.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, - в теме «Свободной Прессы».