В ТЕХНОНИКОЛЬ запустили обучение сотрудников в VR-реальности

Подготовка специалистов для работы на современном промышленном оборудовании требует не только знаний, но и новых подходов, ведь даже незначительная ошибка может привести к серьезным последствиям — поломке оборудования и травмам сотрудников. 

В ТЕХНОНИКОЛЬ запустили обучение сотрудников в VR-реальности
© РБК Компании

В одном из подразделений Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ — стратегической бизнес-единице «Битумные материалы и гранулы» — понимая это, сделали шаг в будущее. Здесь разработали и внедрили обучение в виртуальной реальности с использованием VR-шлемов. Этот высокотехнологичный инструмент позволил перевести обучение на принципиально новый уровень. О создании проекта, его функциональности и влиянии на производственные показатели рассказала директор по персоналу бизнес-юнита Наталья Бирюкова.

СБЕ БМиГ одной из первых в Корпорации создала собственные учебные центры. Однако со временем стало понятно, что для отработки практических навыков выполнения операций на сложных производственных узлах практики в учебном центре и работы с наставником недостаточно.

«Мы давно практикуем классическое обучение и даже стали первым подразделением в ППК ТЕХНОНИКОЛЬ, кто инициировал создание собственных учебных центров. Там мы даем исчерпывающий объем информации, необходимой для освоения рабочей профессии. Однако со временем стало очевидно, что одних теоретических знаний и даже очной практики не всегда достаточно, особенно если речь идет о работе на сложном технологическом оборудовании, — рассказала Наталья Бирюкова. — Так появился наш проект VR-обучения, позволяющий эффективно развивать профессиональные навыки сотрудников в виртуальной реальности и безопасной среде».

Этот проект является технологическим прорывом, дающим возможность моделировать и отрабатывать любые производственные сценарии, в том числе нештатные и потенциально опасные, которые невозможно воспроизвести в реальных условиях.

По словам Натальи Бирюковой, в полноценной виртуальной среде детально смоделированы стандартные и нештатные операционные процедуры. Сотрудник оказывается внутри симуляции, где пошагово выполняет действия, предусмотренные его профессиональной функцией. Например, надевает средства индивидуальной защиты, выполняет операции на рабочем месте. Делает все в соответствии с технологическим регламентом. Если он допускает ошибку, система реагирует моментально. В ряде случаев она не просто фиксирует нарушение, но и предлагает корректный алгоритм действий, обнаруживает любые отклонения от эталонного выполнения процедуры.

«Обучение проходит в несколько этапов. Сначала изучается теоретический материал, затем в учебном центре отрабатываются навыки в VR-пространстве с визуальными и голосовыми подсказками. Только после этого включается сценарий, когда сотрудник должен пройти симуляцию без какой-либо помощи и сдать экзамен», — добавила эксперт.

С помощью виртуальной реальности сотрудник учится уверенно выполнять стандартные операционные процедуры, контролировать процессы не на каком-то абстрактном производстве, а именно на своем. Это стало возможным благодаря тому, что VR-тренажер адаптировали под специфику каждого кровельного завода ТЕХНОНИКОЛЬ.

Наталья Бирюкова объяснила, что у каждого завода есть свои особенности, отличия в организации рабочего пространства. Но сотрудник из Рязани, надев шлем виртуальной реальности, видит интерфейс узла именно своего завода, а рабочий из Воскресенска — свой.

Рынок труда испытывает острый дефицит высоковалифицированных рабочих, считает Наталья Бирюкова. Она объяснила, что колледжи не выпускают рабочих, готовых к работе на оборудовании Корпорации. Поэтому в компании и приняли решение взять подготовку персонала в собственные руки. Одна из приоритетных задач — быстрая адаптация новичков к производственным условиям. Хотя здесь строго соблюдают все законодательные требования, в том числе обязательную программу обучения, VR-тренажер позволяет сотруднику быстрее пройти путь до самостоятельной работы без наставника.

«Это реальная экономия времени при полном соблюдении норм охраны труда. К тому же мы значительно повысили успешность прохождения испытательного срока. Также VR помогает сократить количество технологических простоев и объем некондиционной продукции. Чем качественнее подготовлен персонал, тем ниже риск ошибок и вероятность получения травм на производстве», — подчеркнула директор по персоналу СБЕ БМиГ ТЕХНОНИКОЛЬ.

Наталья Бирюкова сообщила, что практика VR-обучения распространится в Корпорации. В 2025-2026 гг проект масштабируют на 13 ключевых производственных узлов. 

«Такие инструменты формируют совершенно новую культуру подготовки кадров — цифровую, адаптивную, гибкую», — подытожила эксперт.