Рынок сельхозтехники снизился на 30,2% за январь–июль 2025 года
Продажи сельхозтехники в России в январе–июле 2025 года снизились на 30,2% по сравнению с прошлым годом и составили 89,4 млрд рублей. Темпы падения замедляются, однако эксперты не видят предпосылок к росту: аграриев сдерживает высокая ключевая ставка, низкая доходность бизнеса и ограниченные меры господдержки.Российский рынок сельхозтехники продолжает сокращаться, хотя темпы падения становятся менее резкими. По данным «Росспецмаша», в январе–июле 2025 года продажи техники на внутреннем рынке снизились на 30,2% год к году и составили 89,4 млрд рублей. Для сравнения, в первом квартале падение достигало 32,8%, а по итогам полугодия — 32,1%. Сегменты с наибольшим падением Наиболее ощутимое сокращение поставок зафиксировано в сегменте зерноуборочных комбайнов — на 50,1%, до 1,2 тыс. единиц. Сократились продажи тракторов (на 37,5%), зерноочистительных машин (на 36,6%), пресс-подборщиков (на 29,5%) и кормоуборочных комбайнов (на 23%). Менее значительно снизились поставки борон, опрыскивателей, косилок, культиваторов, жаток и сеялок. Исключением стали машины для внесения удобрений и плуги, где отмечен рост продаж на 45,3% и 9,6% соответственно. Эксперты связывают это с приоритетом аграриев в поддержании плодородия почв и подготовке к новым сезонам. Факторы давления на рынок Участники отрасли отмечают, что главным сдерживающим фактором остается высокая ключевая ставка ЦБ, а также низкая доходность аграрного бизнеса и ограниченные возможности программы субсидирования скидок на российскую сельхозтехнику. При этом продажи зарубежных машин, в частности китайских брендов, показывают еще более слабые результаты. «Мы видим, что ставки по лизингу снижаются, что все-таки помогает рынку: сельхозпроизводители начинают снова инвестировать в бизнес, замещая старую технику на новую», — отметил коммерческий директор холдинга «ЭкоНива» Геннадий Непомнящий. Поддержка и риски для производителей Дополнительным фактором стабилизации рынка стали программы «Росагролизинга» и сезон сбора урожая. Однако в «Росспецмаше» считают, что без увеличения объемов господдержки и выравнивания условий конкуренции рассчитывать на рост пока не приходится. «Сейчас покупают только крайне необходимое, если техника вышла из строя и ее нужно заменить. Большой инвестиционной активности по обновлению парка нет», — пояснил Непомнящий. В ассоциации отмечают, что в 2024 году рынок показал один из худших результатов за последние годы, и часть предприятий может не пережить текущий кризис. Финансовые показатели отрасли Несмотря на текущие трудности, в 2022–2023 годах российские машиностроители показывали рост прибыли. По данным АСХОД, в 2022 году чистая прибыль 60 предприятий выросла на 67%, до 23,1 млрд рублей, а в 2023 году — на 24%, до 28,7 млрд рублей. Рентабельность держалась на уровне 10–16%, что соответствует общемировой практике. Однако в 2025 году производители ожидают более жесткие условия и сохраняющийся низкий спрос. Надежда Тимофеева, Сфера Медиа