Миланская биржа 25 сентября приостановила торговлю акциями Brunello Cucinelli, знаменитого изделиями из кашемира, из-за обвинений в нарушении антироссийских санкций. В моменте бумаги компании проседали на 20%.
Morpheus Research — компания, занимающаяся расследованиями корпоративных нарушений, — опубликовала расследование, которое уронило акции Brunello Cucinelli, и заработала на бумагах люксового бренда, открыв короткие позиции.
На прошлой неделе главный исполнительный директор Brunello Cucinelli Лука Лисандрони сообщил Financial Times, что его компания не нарушает санкций, она продает в России товары, которые в закупке не превышают 300 евро, например брюки и футболки, что магазины закрыты, а вся торговля сводится к шоуруму, где бренд предлагает индивидуальные услуги московским клиентам и работает с оптовиками. В остальном, по его словам, виноваты перекупщики.
Но в отчете Morpheus Research говорится, что компания опрашивала бывших сотрудников, а также отправила в Россию тайных покупателей. В результате выяснилось, что Brunello Cucinelli продается и через собственные магазины в Москве, и через универмаг ЦУМ, принадлежащий Mercury Group, которая поддерживает рост бренда, пишет интернет-издание Frank Media. В ЦУМе в зоне Brunello Cucinelli десятки товаров, включая вещи этого года, стоимостью около 5 тысяч евро с бирками «Сделано в Италии». А в онлайн-магазине ЦУМа представлено более пяти тысяч позиций Cucinelli, среди них — вещи стоимостью до 30 тысяч евро. После введения санкций Cucinelli резко увеличил поставки Mercury и расширился в помещение бренда Ralph Lauren, ушедшего из России.
Также утверждается, что поставки продукции шли через третьи страны. Среди них — Литва, Иран, Китай и Гонконг. В документах часть товаров, включая куртки, декларировалась по ценам ниже 300 евро, хотя на сайте компании они продаются почти за 2 тысячи евро. Кроме того, говорится о личных связях руководства Cucinelli с байерами ЦУМа.
Европейские премиум-магазины продолжают завозить в Россию свою продукцию через страны Таможенного союза, рассказывает руководитель магистерской программы делового администрирования по стратегическому менеджменту и маркетингу МГИМО и Universal University Дарья Ядерная:
Дарья Ядерная руководитель магистерской программы делового администрирования по стратегическому менеджменту и маркетингу МГИМО и Universal University «Нельзя однозначно утверждать, что бренд нарушает условия, поскольку закупочные цены являются коммерческой тайной, более того, многие бренды в современных условиях предлагали для России отдельные ценники. В этой связи вполне возможно, что закупочная цена могла быть до 300 евро. С другой стороны, многие бренды легально возят товары, пользуясь параллельным импортом. Импорт осуществляется, например, на Казахстан как страну, которая находится с Россией в свободной торговой зоне, дальше происходит реимпорт из Казахстана. Достаточно большое количество брендов пользуется этими схемами, достаточно зайти в наши премиальные универмаги и посмотреть, какой ассортимент там представлен и с какими розничными ценами. Премиальные бренды, например уровня Gucci, Azzedine Alaia, попадают в Россию легально. Отказаться от этого рынка для многих компаний совершенно невыгодно».
О том, что может грозить бренду со стороны ЕС, рассказывает адвокат, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ Анастасия Симонова:
Анастасия Симонова адвокат, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ «В Евросоюзе не очень результативная статистика в отношении санкций. В феврале 2025 года был опубликован доклад, где было указано, что за весь этот период было всего 17 уголовных приговоров. Была критика, что санкции принимаются, а последствий нет. Поэтому 19 мая вступила в силу директива, которая была призвана унифицировать санкционную уголовную ответственность в странах. Конечно, основное — это репутационные риски. Поэтому такая оперативная реакция инвесторов объясняется реакцией на то, что отношение к компании из-за несоблюдения санкционного законодательства ухудшится».
До введения евросанкций 10% выручки Brunello Cucinelli делал в России.