Индийская нефтяная компания с российским участием адаптировалась к санкциям ЕС
Nayara Energy, одна из крупнейших нефтеперерабатыающих компаний Индии, в июле попавшая под санкции ЕС, спустя две недели восстановила экспорт, осваивая новые рынки. Среди новых направлений — Турция, Ближний Восток, Тайвань и Бразилия, сообщает Reuters со ссылкой на выводы аналитиков LSEG и Kpler.
Однако объем экспорта Nayara Energy упал с почти 140 тысяч баррелей в сутки в январе-июле до примерно 80 тысяч баррелей в день в августе и сентябре.
Поставки сырой нефти на свой нефтеперерабатывающий завод мощностью 400 тысяч баррелей в день Nayara Energy сократила до 70-80% из-за трудностей с фрахтом и продажей топлива из порта после санкций.
Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Сейчас очень сложная ситуация со статистикой. Например, индийская таможенная статистика публикуется с опозданием на три месяца. Если говорить про российскую статистику, она вообще закрыта. Поэтому приходится существовать в рамках вселенной Bloomberg, Reuters, Kpler и тому подобных структур, которые, естественно, тоже при желании могут как-то манипулировать данными в своих интересах. Но даже если представить, что мы верим этим данным, можно предположить, что индийская компания увеличивает поставки нефтепродуктов в другие регионы мира. Нужно было время для приспособления к новой реальности. Собственно, новость и показывает, что это приспособление произошло. Товар, такой как нефтепродукты, в мире востребован, рынки интегрированы. Можете поставлять через посредников, можете поставлять в одну страну, затем есть возможность перенаправлять в соседние страны. Для меня было понятно с самого начала, что Индия продолжит закупки российской нефти, продолжит экспорт нефтепродуктов. Турция же, например, по одним данным, перепродает российский дизель Европе, а по другим данным, использует российский дизель на своей территории, а в Европу поставляет тот нефтепродукт, скажем дизель, который делается в Турции из некой нефти. Если европейцы хотят, они могут начать спрашивать у Турции, из какой именно нефти они делают эти продукты. Турция будет говорить: из какой нужно, из такой и делаем. Европа разве сможет приехать и устроить какую-то инспекцию? Она сама себе наступит на больную мозоль, потому что у нее будет не хватать того же самого дизеля. Поэтому она и турецкий дизель покупает, и ничего серьезного против Турции до сих пор не вводила и вводить, видимо, не будет. А что касается запрета на импорт нефтепродуктов из Индии — то, что уже предусмотрено в 18-м пакете и уже давно принято, — там отсрочка. Если даже Америка в итоге не пошла на супержесткие меры против Индии из-за истории с Россией, то Европейский союз тем более не пойдет».
До введения санкций Nayara Energy продавала свои нефтепродукты в основном западным, ближневосточным и азиатским торговым фирмам для экспорта в Азию и Северо-Западную Европу, согласно данным трейдеров и данным о доставке.
Частично индийский концерн принадлежит инвесторам из «Роснефти». В экспортных поставках Nayara Energy продолжает использовать суда, попавшие ранее под евросанкции, отмечает Reuters.
Индийская нефтяная компания, как ранее и российская нефтяная отрасль, адаптировалась к санкциям. Подтверждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «Nayara столкнулась со сложностями после введения западных санкций, была вынуждена сократить перерабатывающую мощность до 70-80% — это действительно шок и эффект санкций. Но как российская нефтяная промышленность адаптировалась к санкциям, так и Nayara, скорее всего, смогла адаптироваться к санкциям и смогла перенаправить экспортные потоки с Европы на другие рынки. Конечно, европейские рынки являются более премиальными и более маржинальными, чем рынки Турции и Бразилии. Но, с другой стороны, такие действия позволят Nayara прийти к большей загрузке мощностей и возможности зарабатывать через большую загрузку мощностей. Иначе они бы потеряли достаточно много выручки. Я думаю, что маржинальность бизнеса Nayara уменьшится, но зато она будет поддерживать необходимый объем бизнеса, чтобы остаться на плаву. Nayara — это одна из ведущих нефтеперерабатывающих компаний Индии, она входит в пятерку крупнейших нефтеперерабатывающих компаний и в принципе является важным игроком для нефтеперерабатывающей отрасли Индии, является достаточно крупным экспортером нефтепродуктов».
С момента возобновления экспорта в начале августа Nayara Energy отправила на танкерах так называемого подсанкционного теневого флота из порта Вадинар, где расположен нефтеперерабатывающий завод, по меньшей мере 16 партий дизельного топлива, бензина и авиакеросина, заявляет Reuters. При этом некоторые танкеры осуществляли перевалку груза в море — с судна на судно, а некоторые разгружались в портах.