ФАС: Новые правила для продавцов Wildberries и Ozon требуют пересмотра
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России потребовала от маркетплейсов Wildberries и Ozon пересмотреть новые правила из-за ущерба для покупателей и продавцов. Об этом 2 октября сообщили в пресс-службе ведомства.
В ФАС указали, что ранее на Wildberries ввели индекс остатка товара (показатель, который отслеживает, как долго продаются товары и сколько они лежат на складах), внедрили порядок оказания допуслуг, от которых невозможно отказаться ранее установленного маркетплейсом срока, даже если предприниматели перестали быть в них заинтересованы, ввели инструмент, понуждающий предпринимателей продавать товары по установленным маркетплейсом, а не продавцами, ценам.
Ozon, в свою очередь, лишил продавцов возможности забирать отмененные или возвращенные заказы себе или отправлять их на склад площадки: с 1 октября 2025 года заказы, которые были отменены или возвращены покупателями без претензий к качеству, автоматически отправляются на склады Ozon для повторной продажи. Кроме того, продавцы сталкиваются с трудностями при вывозе своего товара со складской инфраструктуры Ozon.
Помимо предпринимателей, в ФАС также жалуются и покупатели Ozon, чьи личные кабинеты на площадке блокируются без объяснения причин, что влияет на их возможность совершать покупки.
Члены экспертного совета при ФАС по развитию конкуренции в области информационных технологий пришли к выводу, что действия торговых онлайн-платформ содержат риски ущемления интересов продавцов и покупателей, а также признаки навязывания предпринимателям невыгодных условий работы на площадках, требующих пересмотра.
Эксперты считают, что введение подобных правил должно быть дополнительно проработано и скорректировано для смягчения последствий их применения. Отмечается, что новые механизмы обязаны носить прозрачный и понятный характер, а также учитывать ценовую политику представителей малого и среднего бизнеса.
«В случае невыполнения рекомендаций ФАС России примет меры антимонопольного реагирования», — подчеркнули в ведомстве.
В Wildberries & Russ пообещали доработать механики в интересах продавцов. «Wildberries как добросовестный участник рынка всегда следует рекомендациям ФАС России. По итогам заседания Экспертного совета ФАС России компания примет меры для доработки своих механик в интересах продавцов. Ранее компания по итогам тестирования уже отказалась от инструмента «Привлекательная цена» и вернулась к логике работы, которая действовала до эксперимента.
Мы всегда отслеживаем обратную связь от всех наших партнеров и внимательно изучаем ее. Каждый комментарий и отклик не остаются без нашего внимания. Компания выступает за конструктивный диалог и стремится к такому сотрудничеству, где каждый актор был бы им удовлетворен», — говорится в сообщении.
Новость обновлена в 20:47