Российские ИТ-компании стали покупать меньше готового софта

Совокупные расходы российских ИТ-компаний на покупку, аренду и заказную разработку софта в 2024 году составили 213 млрд рублей. Такая оценка приводится в аналитической записке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), посвященной в импортозамещению в ИТ.

Как следует из документа, за год резко изменилась структура этих расходов: 76% от совокупных расходов на софт пришлось на заказную разработку. Для сравнения: еще в 2023 году ИТ-компании тратили всего 26% бюджетов на заказное ПО.

В результате такого резкого роста этой статьи расходов сильно сократилась доля затрат на покупку готового иностранного и российского софта. На покупку готового российского софта пришлось всего 11% от совокупных расходов, а на покупку готового иностранного — 11%. Это существенно меньше, чем в 2023 году: тогда на иностранное ПО пришлось 25% расходов, а на готовое российское — 42%.

По мнению авторов исследования, это говорит об «исчерпании потенциала импортозамещения» на базе готовых программных продуктов и потребностях российских ИТ-компаний в более сложных ИТ-продуктов.

Такая тенденция действительно есть на рынке, подтверждает директор департамента «Заказная разработка» компании «Рексофт» Евгений Грачев. Она распространяется и на другие отрасли, указывает он. «Например, в банковском секторе, где традиционно сочетались готовые продукты и разработка собственных решений, спрос на сложные заказные решения только растет. Даже в таких отраслях, как промышленность, которые исторически тяготели к готовым решениям, полноценных российских аналогов для сложных систем не хватает, что также смещает баланс в сторону заказной разработки», – говорит эксперт.

Рост расходов на заказную разработку – объективная тенденция, соглашается ресурсный директор “Девелоники” (акционер — ГК Softline) Олег Вылегжанин. По его словам, после ухода глобальных экосистем компании прошли первый этап импортозамещения — простую замену готовых решений. Ресурс быстро исчерпался, считает Вылегжанин: рынок коробочного софта не способен покрыть все потребности бизнеса. «Фактически бизнес перешёл к более глубокой фазе импортозамещения — не просто «купить замену», а выстроить функциональность под себя», — добавляет он. Он считает, что этот процесс виден не только в ИТ-компаниях, но и в смежных отраслях — особенно в финансах и секторе телекоммуникаций, где критична непрерывность сервисов и соответствие требованиям регуляторов.

С этим согласен сооснователь и гендиректор Postgres Professional Иван Панченко. «Реальное импортозамещение в сложных ИТ-системах не делается путем только закупки готового программного обеспечения. Почти всегда требуется глубокая адаптация прикладных систем, их интеграция между собой, перенос бизнес-логики и данных — фактически речь идет о кастомной разработке», — объясняет он. Поэтому рост расходов на заказные ИТ-проекты отражает переход от «бумажного» импортозамещения (закупить на полку для вида выполнения требований по переходу на отечественное ПО) к реальному, резюмирует Панченко.

«Есть и другой фактор — во многих областях российское ПО оказалось менее готовым, чем ожидалось, и его не дождались. Соответственно, крупные организации взялись за собственную или заказную разработку того, что им не хватает. Российские средства разработки пока продолжают отставать от мирового уровня, и затраты на такую разработку практически незаметны. Но тут мало только денежных вложений. Это наукоемкая область и требуется научная школа, чтобы преодолеть разрыв», — объясняет он.

промо изображение