Проблемы «Лукойла» становятся проблемами Европы

Проблемы «Лукойла» становятся проблемами Европы
© BFM.RU

Сделка по продаже зарубежных активов «Лукойла» трейдеру Gunvor сорвалась после того, как Минфин США отказался выдать разрешение на ведение бизнеса. Теперь Болгария, Молдавия и другие европейские страны пытаются избежать топливного кризиса, который может начаться после вступления в силу американских санкций против компании.

Власти Болгарии решили пойти по пути Германии, где было введено внешнее управление на заводах «Роснефти», которая также попала под санкции. В пятницу болгарский парламент принял сразу в первом и во втором, окончательном чтениях поправки, которые вводят пост особого торгового управляющего на заводе «Лукойла» в Бургасе. Этот НПЗ является крупнейшим на Балканах. Его остановка из-за американских санкций, которые начнут действовать через две недели, ударит не только по Болгарии, но и по соседним странам. Теперь Софии придется договариваться с Вашингтоном об исключении предприятия из санкций, потому что даже после введения внешнего управления завод в Бургасе формально остается принадлежащим «Лукойлу».

В Молдавии — другие проблемы. Оказалось, что единственный в кишиневском аэропорту топливный терминал принадлежит «Лукойлу». Если он остановится, самолеты останутся без топлива. Теперь молдавские власти хотят выкупить терминал у российской нефтяной компании. Правда, непонятно, по какой цене и каким будет дисконт. И неясно, согласится ли сам «Лукойл» на такую сделку. Говорит директор Института эффективной политики в Кишиневе Виталий Андриевский:

Виталий Андриевский директор Института эффективной политики в Кишиневе «Оказывается, молдавские власти, министр энергетики, потребовали от «Лукойла» продать эти активы — всю инфраструктуру в аэропорту — именно государству, а не другой компании. И Молдова подтвердила, что присоединяется к американским санкциям, но в то же время запросила временные исключения, пока не будет решена эта проблема, в первую очередь с аэропортом. Помимо аэропорта, надо отладить коммуникации, поставки, всю логистику в аэропорт. То есть это более сложная проблема, чем просто выкупить инфраструктуру у «Лукойла». «Лукойл» готов продать частной фирме, насколько я понимаю, но возникала опасность, что это будет подставная фирма, которая может со временем попасть под санкции. Поэтому правительство настаивает, чтобы это было продано государству».

Ранее Минфин США публично назвал (ссылка ведет на X, соцсеть заблокирована в РФ) международного сырьевого трейдера Gunvor, который собирался купить зарубежные активы «Лукойла», «кремлевской марионеткой». В ведомстве добавили, что, пока длятся боевые действия на Украине, Gunvor не получит лицензии на ведение бизнеса и получение прибыли, не уточнив, о какой именно лицензии идет речь.

Трейдер обвинения отверг, заявив, что компания более десяти лет активно дистанцируется от России. Тем не менее оперативно отозвал свое предложение о покупке зарубежного бизнеса «Лукойла». Теперь найти покупателя будет непросто. Продолжает директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

Алексей Белогорьев директор по исследованиям Института энергетики и финансов «Основным преимуществом предложения Gunvor было то, что он готов был купить быстро и единым пакетом. Скорее всего, такого покупателя, который решится на покупку всех активов разом, уже не найдется. По крайней мере, его поиск сильно осложнится. Придется распродавать эти активы по частям, тем более что они действительно очень разные — от рискованной разведки до АЗС. Это может быть десяток или два десятка разных компаний, которые в разных странах будут претендовать на отдельные активы. Возможно, среди них будут и американские».

После срыва сделки по продаже зарубежного бизнеса «Лукойла» трейдеру Gunvor некоторые аналитики предположили, что эти активы хотят купить американские компании с большим дисконтом. Им договориться с Минфином США будет намного проще, чем трейдеру, сооснователем которого был российский миллиардер Геннадий Тимченко, хотя он давно уже вышел из капитала компании. Но у президента США есть и другие цели. Говорит профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси (США) Андрей Коробков:

Андрей Коробков профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси, доктор экономических наук «Трамп рассматривает это в качестве механизма давления — и механизма эффективного, учитывая структуру российского экспорта. Он, как и раньше, переваливает основную тяжесть санкций на европейцев. То есть фактически он вынуждает их принять ряд мер, создавая очень серьезные проблемы для ряда стран, которые буквально взмолились, в частности Молдова, Венгрия, потом Финляндия. Он одновременно пытается надавить на своих партнеров по переговорам, прежде всего в данном случае на Индию, поскольку этот санкционный пакет предусматривает введение вторичных санкций против стран, которые нарушают их в отношении России».

А пока европейские политики думают, что делать с находящимися у них активами «Лукойла», эти активы начинают уходить с рынка. Первая АЗС, работающая в Финляндии под брендом дочерней компании «Лукойла» Teboil, подала заявление о банкротстве. Как сообщают финские СМИ, сейчас на этой заправке еще можно купить бензин, а дизельного топлива уже нет в наличии.