Клишас: норма о требованиях кредиторов при реорганизации соответствует конституции
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 января. /ТАСС/. Положения Гражданского кодекса о праве кредиторов юридического лица требовать в суде досрочного исполнения обязательств в случае его реорганизации соответствуют Конституции РФ. Такое мнение в ходе открытого заседания Конституционного суда РФ выразил полпред Совета Федерации в суде Андрей Клишас.
"В каждом конкретном деле судом должны выявляться обстоятельства, влекущие ущемление или возможное нарушение прав одной из сторон. И пункт 2 ст. 60 Гражданского кодекса ровно такого рода возможности и предоставляет сторонам. Совет Федерации считает норму соответствующей конституции", - сказал Клишас.
Свою позицию Клишас выразил в связи с поступившими в суд жалобами ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" и москвича Алексея Пономарева.
В 2018 году ПАО "ФСК ЕЭС" выпустило биржевые облигации номиналом 1 тыс. рублей со сроком погашения в 2035 году. В 2020-2021 годах эти ценные бумаги приобрели физические и юридические лица. В 2022 году в рамках консолидации электросетевого комплекса страны была проведена реорганизация общества: к ПАО "ФСК ЕЭС" присоединились ПАО "Российские сети" и ряд других энергетических компаний, в результате чего было создано ПАО "Россети". Эмитент уведомил кредиторов о порядке предъявления требований, однако возник спор о праве владельцев облигаций требовать их немедленного погашения.
Ряд кредиторов - юридических лиц обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованием о досрочном исполнении обязательств в связи с реорганизацией должника. Суд встал на сторону истцов и обязал ПАО "Россети" произвести такие выплаты. В то же время при рассмотрении аналогичного иска Пономарева суд общей юрисдикции принял противоположное решение. Апелляционная инстанция отказала инвестору в досрочном погашении облигаций, посчитав, что реорганизация "Россетей" не нарушила его кредитные интересы.
Конституционный суд РФ в ходе открытого слушания ознакомился в том числе с позициями полпредов президента РФ, Госдумы, правительства РФ, генпрокурора РФ, а также Минюста и Центробанка и Ассоциации владельцев облигаций.