Евросоюз хочет окончательно запретить импорт нефти из России

Еврокомиссия (ЕК) рассматривает возможность полностью запретить импорт нефти из России не позднее конца 2027 года. Речь идет об остатках наших поставок в Европу по нефтепроводу "Дружба", которые не попали под эмбарго ЕС в декабре 2022 года, затронувшее только морской экспорт нефти.

Евросоюз хочет окончательно запретить импорт нефти из России
© Российская Газета

В прошлом году по южной ветке "Дружбы" было прокачано 9,73 млн тонн нефти. Поставки шли в Венгрию и Словакию. Раньше по этому же маршруту получала нефть Чехия, но страна с весны 2025 года добровольно отказалась от нашего сырья. По северной ветке трубопровода в Германию и Польшу российская нефть не прокачивается с 2023 года.

Для России оставшийся экспорт нефти в Европу - чуть больше 4% от суммарных объемов поставок за границу. Но, с большой вероятностью, в денежном выражении его доля значительно больше. Дело в том, что на трубопроводные поставки не действует потолок цен ЕС. Едва ли нам удается продавать трубопроводную нефть совсем без дисконта, но его размер, вероятно, меньше, чем при морских поставках. Здесь нет издержек "за риск", на которых любят наживаться трейдеры. То есть это направление выгодно для участвующих в поставках компаний, поскольку экспорт оказывается более доходным, нежели морем, к примеру, в Индию.

В случае остановки "Дружбы" нефть можно перенаправить в порты Черного моря и Балтики

Как заметил в беседе с "РГ" доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, точно оценить стоимость поставок по "Дружбе" сложно, но при средней цене нефти в 2025 году в 50-55 долл. за баррель и объемах в 9,73 млн тонн сумма может составлять ориентировочно 3,5-3,9 млрд долл. Основными поставщиками нефти по этому маршруту выступают ЛУКОЙЛ и "Татнефть". Для них потери, конечно, могут быть чувствительными, считает эксперт.

Но у вопроса есть не только экономическая сторона. Отношения России и ЕС находятся, наверное, в самом худшем состоянии за последние 50 лет. В Европе у нас фактически нет союзников, а с Венгрией и Словакией хотя бы выстроен нормальный диалог.

По мнению Андрианова, с политической точки зрения продолжение поставок по "Дружбе" для России, конечно, более важно, чем с экономической. Они позволяют обеспечивать энергоресурсами Венгрию и Словакию - страны, занимающие достаточно взвешенную позицию в нынешнем конфликте между Россией и Западом. Эксперт напоминает, что предпринимаются также попытки отрезать эти страны и от российского газа, что подрывает их экономический потенциал.

Действительно, уже известно, что Венгрия подала иск в Европейский суд и попытается оспорить план ЕС по полному отказу от импорта российских газа и нефти. Едва ли это что-то изменит, даже в случае, если к иску присоединится Словакия, но прецедент создан и, возможно, на какие-то уступки ЕС может пойти.

Что касается возможных экономических последствий "закрытия" южной ветки "Дружбы", то помимо потерь компаний оно представляет риски для бюджета и отрасли со стороны объемов добычи нефти. Ведь главный нефтяной налог (НДПИ) у нас платится с объемов добычи нефти. В прошлом году в России добыли 512 млн тонн, в 2024 году - 516 млн тонн. Потеря премиального рынка сбыта почти на 10 млн тонн - неприятный факт.

По мнению главного экономиста Института экономики роста им. П.А. Столыпина Бориса Копейкина, переориентация поставок в случае полного запрета поставок по "Дружбе", вероятно, приведет к росту издержек наших компаний и как минимум временному снижению объемов. Но потери будут не столь критичны, уверен эксперт.

Как отмечает аналитик ресурсных секторов "Ренессанс Капитал" Марк Шумилов, правительство заранее готовилось к постепенному снижению объемов поставок по данному маршруту - для этого "Транснефть" расширила мощности нефтепроводов в порты Новороссийска (15 млн тонн) и Приморска (10 млн тонн). Это позволит перенаправить поставки российской нефти на экспорт по морю в случае полной остановки прокачки по "Дружбе".

Что касается значимости маршрута для Венгрии и Словакии, то он обеспечивает потребности Венгрии в нефти примерно на 70-80%, поясняет Андрианов. Рассматриваются варианты альтернативных поставок нефти через территорию Хорватии. Но стоимость этого сырья может оказаться на 5-10 долл. за баррель выше, чем цена нашего сорта Urals, перекачиваемого по "Дружбе". Кроме того, потребуется модернизация Дунайского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), принадлежащего компании MOL, изначально рассчитанного на российское сырье. По оценкам самой MOL, в случае полного перехода на альтернативное сырье дополнительные операционные расходы Венгрии могут составить 500-600 млн долл. в год. А цена на топливо в стране - возрасти на 5-15%. Для Словакии поставки нашей нефти по "Дружбе" также критически важны, они обеспечивают 80-85% внутренних потребностей и загрузку единственного в стране НПЗ. У Словакии тут та же самая альтернатива, что и у Венгрии - хорватский трубопровод Adria с более дорогим сырьем и высокими тарифами на прокачку.

Кроме того, начальник аналитического отдела инвесткомпании "Риком-Траст", к.э.н. Олег Абелев уточняет, что мощность этих альтернативных маршрутов не покрывает текущий объем поставок из России. К тому же к цене поставок придется прибавить стоимость логистики через порты и перевалки.