Предприниматели о сотрудничестве с Ozon: «Малый бизнес с такими комиссиями будет задушен в ближайшее время»
Обновлено в 16:01
Российский производитель против продавца китайских товаров. В телеграм-канал Бизнес ФМ написал производитель корпусной мебели из Челябинска. Он получил от Ozon уведомление о повышении комиссии до 47% с 6 апреля. Еще в начале прошлого года он отдавал маркетплейсу 14%. С момента осеннего повышения — уже 35%.
А с апреля по новым тарифам комиссия для его товаров, получается, утроится, говорит предприниматель Тимофей:
«У нас крупногабаритный товар до 100 килограммов. Корпусная мебель легко повреждается. Использовать логистику, хранение, приемку Ozon нам невыгодно, они часто повреждают товар, могут его разбить, доставить не вовремя. Поэтому мы не пользуемся услугами логистики и доставки хранения товара именно Ozon. Ozon используется только как витрина по системе FBS. И платить 47% за витрину — это нереально. У нас товар не такой высокомаржинальный. Ozon должен как-то ранжировать продавцов по комиссиям. Они это делают, но ранжирование очень непонятное. Условно если компания закупила китайские чехлы для телефонов по 10 рублей, а продает их на маркетплейсе за 350 рублей, то маржинальность у них колоссальная, высокая, в космических процентах. У нас такой маржинальности на товар нет, себестоимость нашего изделия 20 тысяч рублей, продавая его на Ozon за 50 тысяч рублей, мы даже уходим в минус с учетом логистики и комиссии Ozon. 47% — это невероятные цифры, и покупатели с ними тоже не согласны. Нас беспокоит и тот факт, что Ozon почему-то делает ставку больше на селлеров из иностранных государств. Комиссия для продавцов из Китая — до 10-12%, хотя для российских продавцов комиссия — до 50%. Товар от российского селлера условно будет стоить 500 рублей, а от китайского — 210 рублей, но срок доставки будет, допустим, увеличен до трех недель. И конечно, покупатель будет ждать три недели и заплатит в два раза меньше. У нас отечественный продукт, мы его производим в Челябинске. Все материалы покупаем в России. Нет чтобы как-то поддержать российского производителя. Ozon делает акцент больше на Китай, и малый бизнес с такими комиссиями будет задушен в ближайшее время».
Осенью тройка лидеров маркетплейсов — Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет» — уже повышала комиссии для продавцов. Для Ozon это стало шестым повышением за год. После этого заместитель руководителя администрации президента Максим Орешкин заявил, что маркетплейсы должны удерживать комиссии «в определенных рамках», иначе вмешаются регуляторы.
Пост с новыми тарифами от Ozon в их телеграм-канале за два дня собрал 800 комментариев от продавцов самого разного характера — в основном негативного вплоть до емкого «Закрываю маркетплейсы, всем удачи!» Комментирует гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:
— Рост комиссии, который сейчас происходит на маркетплейсах, вызван двумя факторами. Во первых, желание заработать денег. Продавцы ничего не могут сделать с повышением комиссии. Второй фактор — на маркетплейсах есть концепция скидок, которые предоставляет сам маркетплейс за свой счет, но это происходит, по сути, за счет других продавцов. Грубо говоря, маркетплейс имеет возможность выбирать продавца и товары, на которые он готов предоставлять скидки в случае, если продавец ведет себя правильно, обеспечивает самую низкую цену, не представлен на других маркетплейсах. По сути, сейчас производители становятся заложниками этой ситуации, потому что, с одной стороны, рост комиссии может продолжаться, по сути, до 80%. Часть продавцов от этого будут выигрывать в условиях того, что рост комиссии будет им компенсироваться за счет скидок маркетплейса. Но основной риск в том, что предоставление скидки за счет маркетплейса губительно для бизнеса. Во-первых, для тех, кто ее не получает по каким бы то ни было причинам, а во-вторых, для тех, кто ее получает и кто торгует на других каналах продаж. На рынке есть много историй, когда крупный производитель получил сильную скидку со стороны маркетплейса и получил расторжение контрактов со всеми другими оптовыми каналами.
— По словам нашего слушателя, у китайских продавцов комиссия достигает 10-12%. При этом нам постоянно говорят о поддержке российских производителей. Как это вяжется?
— Есть товарные группы, которые измеряются в первую очередь с точки зрения весогабаритных характеристик, где комиссия даже немножко выше, чем для российских продавцов по определенным логистическим моделям, но в среднем где-то по 50% ассортимента цены получаются ниже, чем у российских продавцов. Это, несомненно, является большой болью. Со стороны государства идет активная коммуникация с маркетплейсами, чтобы эти условия как минимум были выравнены, но ждем действий со стороны государства.
Отраслевые ассоциации производителей продуктов питания предложили приравнять маркетплейсы к торговым сетям. Призыв все тот же — уравнять конкуренцию и остановить неконтролируемые ужесточения правил для бизнеса. Минпромторг рассматривает эту инициативу, пишет газета «Ведомости». Авторы идеи считают, что единственными продавцами должны стать сами маркетплейсы, которым предложено выкупать у предпринимателей продукты и продавать от своего имени. Комментирует президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:
Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) «Я не вижу смысла в распространении существующих ограничений в рознице на другой бизнес и на другую бизнес-модель. Решения, которые принимали в других обстоятельствах десять лет назад, принять в отношении иных форм бизнеса — на мой взгляд, этот подход сам по себе неправильный. Я, наоборот, считаю, что тут важно сделать так, чтобы те запреты на посреднические договоры для продуктовых сетей в онлайне, действующие сейчас, согласно закону о торговле, были сняты, и как раз-таки считаю, что это ограничение действительно серьезно тормозит развитие цифровых форм этих компаний. В интернет-торговле полка бесконечная, там нет проблем с тем, чтобы поставить большой ассортимент, и надо дать возможность в интернете всем возможным бизнесам, вне зависимости от того, являются они торговой сетью или нет, вести этот бизнес так, как его сейчас ведут цифровые платформы. Но если даже посмотреть на вопрос, как его ставят сейчас производители и поставщики, мне непонятно, какую цель и какую проблему пытаются таким образом решить. Объективно у нас всего около 4% от всего оборота розничных продаж продовольственных товаров продаются дистанционным способом. Все остальное продается в традиционных офлайновых магазинах. Более того, из этих 4% большинство — это не дарксторы, а доставка из продуктовых магазинов, на которые распространяется закон о торговле. Там нет никаких отличий».
Другая инициатива Минпромторга, призванная вывести на первый план российских производителей, в том числе в онлайн-торговле, вступит в силу с марта. Это проект о «российской полке» в непродовольственном ретейле. Законопроект обязует торговые сети и маркетплейсы предоставлять определенную долю своих офлайн- и онлайн-площадей для непродовольственных товаров российского происхождения. Все критерии товаров и долю на полке будет отдельно определять правительство. Правительство отдельно установит порядок приоритетной выдачи карточек национальных товаров на интернет-страницах маркетплейсов.