Федеральная служба судебных приставов (ФССП) передаст данные о всех неоплаченных долгах россиян в бюро кредитных историй (БКИ). Речь идет в том числе о задолженности граждан по коммунальным услугам, алиментам и другим долгам, по которым судами выданы исполнительные листы. Эти данные позволит банкам получить более полную информацию о заемщиках и их небанковских долгах. О подготовке соглашений ФСПП и кредитных бюро на получение информации рассказал источник на рынке. В крупнейших кредитных бюро «Известиям» подтвердили, что работа по подключению к базам ФСПП находится на завершающей стадии. Как пояснила директор юридического департамента Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Виктория Белых, в настоящий момент осталось разрешить только технические проблемы — согласовать формат и способ передачи данных из ФССП, чтобы бюро получало их в автоматизированном режиме. — Мы рассчитываем на получение данных, по которым решения наступили после 1 марта. Но не исключено, что это будут и более ранние долги — окончательное решение примет ФССП, — рассказала Белых. Официальный представитель БКИ «Эквифакс» заявил, что компания находится в процессе подключения к системе ФСПП. — Эта информация является, безусловно, важной для анализа кредитных рисков и неплатежей. Кроме того, передача данной информации в БКИ будет способствовать улучшению поведения потенциальных неплательщиков, — отметили в кредитном бюро. В пресс-службе ФССП «Известиям» подтвердили, что находятся в контакте с бюро кредитных историй и готовы предоставлять информацию из своей базы «в соответствии с действующим законодательством», как только будут решены технологические вопросы. Поэтому «окончательных» соглашений пока не подписано. Возможность получать от ФССП информацию о долгах и вносить их в кредитные истории физических лиц дали вступившие в силу с 1 марта поправки в закон «О кредитных историях». Согласно поправкам, служба судебных приставов была включена в список «источников формирования кредитной истории», которые вправе без согласия гражданина представлять БКИ информацию о «взыскании неисполненных алиментных обязательств, обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи», в случае если соответствующее решение суда вступило в силу и было не исполнено в течение 10 дней. Сами кредитные бюро анализируют пока, будут ли новые данные иметь предсказательную силу и насколько целесообразно их использование в скоринговых моделях кредитных организаций. — С одной стороны, наличие делопроизводства по долгам говорит о том, что человек не способен выполнять свои обязательства и это, скорее всего, будет распространяться и на платежную дисциплину по кредитам, — поясняет Виктория Белых. — С другой стороны, информация, например, о долгах по оплате ЖКХ свидетельствует о наличии некоего имущества, которое потенциально можно взыскать при неоплаченных задолженностях. В Сбербанке уже готовятся изменить свою скоринговую систему, хотя и затрудняются оценить, насколько повысится ее эффективность. — Насколько [это ее] улучшит, в цифрах сказать сложно, — рассказали в пресс-службе Сбербанка. — Есть уверенность, что качество анализа за счет добавления данных ФССП будет безусловно повышено. Эффект в цифрах мы получаем по итогам пилотных измерений, которые сделаем после получения первых данных от наших коллег из ОКБ. Банкиры заявляют, что заинтересованы в получении более полной информации о долгах россиян. — Это позволит обладать более подробной информацией об имеющейся долговой нагрузке заемщиков и, соответственно, делать более правильный вывод о его платежеспособности. В конечном счете нововведение сократит время, которое требуется на оценку кредитоспособности заемщиков банками, — отмечает директор департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Антон Маслий. По мнению участников рынка это значительно улучшит качество кредитного портфеля. — При оценке заемщиков банк и ранее проверял информацию о наличии у потенциального клиента административных правонарушений и неисполненных судебных решений. Это один из этапов проведения андерратийнга. В том случае, если информация от ФССП будет поступать в бюро кредитных историй, банки смогут делать запросы в автоматическом режиме и получать ответ в течение нескольких минут, — говорит Наталья Коняхина, директор департамента ипотечного и потребительского кредитования СМП Банка. — Это существенно ускорит процесс получения информация и принятия решения по кредитной заявке. Особенно это важно при массовом кредитовании, когда речь идет о большом входящем потоке кредитных заявок. Эта информация позволит более качественно оценивать заемщиков и положительно будет влиять на качество кредитного портфеля. Юристы уверены, что соглашения БКИ и приставов будет дисциплинировать самих заемщиков и стимулировать их к более активному погашению долгов. — Безусловно, указанные изменения в первую очередь позволят банкам более полно оценивать риски невозврата кредитов. Но кроме того, новые правила будут стимулировать самих граждан к своевременному погашению задолженностей, по крайней мере в социально значимых сферах, — объясняет партнер юридической компании Sirota & Partners Артем Сирота. Ранее Центробанк привел свою автоматизированную систему Центрального каталога кредитных историй в соответствие с новой редакцией закона. Система выдает желающим титульные листы кредитных историй, которые указывают, в каком коммерческом бюро кредитных историй хранится полная версия истории текущих и погашенных задолженностей.