Дома и стены вымогают

Москва в разы повышает ставки платежей за социальный наем жилья: рост тарифов ЖКХ, введение платы за капремонт и грядущий рост налогов на недвижимость спровоцировали рост деприватизации жилой недвижимости. Но повышение платы соцнайма до трети от экономически обоснованной — лишь временное решение проблемы. Москве, где в соцжилье живет 1,5 млн человек, первой из регионов России придется создавать новую модель поддержки беднейших домохозяйств — сокращение для них скрытых субсидий лишь увеличит число проблем, которые призван решать институт социального жилья. Вчера на заседании президиума правительства Москвы, кроме решения о повышении тарифов ЖКХ с 1 июля (подробнее см. интервью министра правительства Москвы Максима Решетникова), было принято решение о поэтапном повышении стоимости социального найма с 2,64 руб. за 1 кв. м до 21,1 руб. в месяц к 2018 году. Восьмикратный рост платы за муниципальное жилье в правительстве Москвы объясняют вырождением самого механизма льготной аренды и говорят, что намерены пересмотреть основания для предоставления таких квартир. Сейчас плата за соцнаем составляет 2,64 руб. за 1 кв. м в месяц, рыночная цена аренды жилья -- около 700 руб. за 1 кв. м., а минимальный экономически обоснованный тариф -- 60 руб. Муниципальные квартиры в Москве составляют 13% жилого фонда -- по грубым подсчетам, это около 0,5 млн квартир, в которых живет 1,5 млн человек. Разница между оплатой и стоимостью их содержания покрывается из городского бюджета -- по данным мэрии, на это тратится 18 млрд руб. в год. Повышение платы за соцнаем позволит сэкономить около 6 млрд руб. в год. Откуда берется цифра 60 руб. в месяц, "Ъ" пояснил директор департамента экономической политики правительства Москвы Максим Решетников: "Это федеральная методика. Бралась стоимость строительства жилья -- 90 тыс. руб. за 1 кв. м, корректирующий коэффициент 0,8 -- и это все амортизировалось за 100 лет". Чиновник не скрывает, что основной мотив повышения платы за соцнаем -- борьба с деприватизацией московских квартир. По данным источника "Ъ" в мэрии, с момента объявления о том, что капремонт войдет в платежку за ЖКУ (де-факто с начала года), в Москве было отозвано из мэрии 10 тыс. заявлений граждан о приватизации жилья. Причин для возврата жилья в муниципальную собственность у москвичей несколько. Введение обязательных отчислений на капремонт добавило к платежке за коммунальные услуги около 1 тыс. руб. (для средней квартиры 64 кв. м), а в ближайшие пять лет Москва поэтапно перейдет к уплате налога на недвижимость, рассчитанного из его кадастровой цены,-- налоговые платежи также существенно вырастут. Перевод жилья в муниципальную собственность позволяет гражданам переложить эти платежи на город. Рост цены соцнайма призван уравнять их в расходах с собственниками: для типовой квартиры площадью 64 кв. м рост квартплаты составит 1,2 тыс. руб. в месяц. При этом в части прав жильцов соцнаем "по факту вообще ничем не отличается от собственности", сетует господин Решетников: "Наследование? Вписываешь в договор соцнайма детей -- и все. Хочешь продать -- приватизируешь и продаешь или в аренду сдаешь. Кого у нас по договору соцнайма выселили по каким-то причинам?" По его мнению, саму систему предоставления муниципального жилья давно пора менять, дополнив ее процедурой оценки доходов потенциального нанимателя. "Сейчас малоимущий ты, немалоимущий -- встал в очередь и ждешь. Очень негибкий механизм, очень странный. И очевидно, когда-то придется государству подходить к этой теме",-- говорит чиновник. Председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин согласен: граждане деприватизируют квартиры из-за возрастающей финансовой нагрузки. "С 1 июля в Москве вводится плата за капремонт -- 15 руб. за 1 кв. м. Это самая высокая ставка по стране: например, в Санкт-Петербурге она составляет 2,5 руб. Удорожание это отразится в первую очередь на нижнем и среднем классах. Вероятно, что в ожидании этого события граждане и отказываются от права собственности. Московские власти решили поставить им своеобразный заслон",-- говорит господин Митрохин. Елена Николаева, первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ("Единая Россия"), напротив, считает, что препятствовать деприватизации "нельзя ни в коем случае". "Это законная возможность граждан справиться с трудной жизненной ситуацией, передав квартиру в собственность города. Поэтому я сомневаюсь, что Москва поднимает ставки именно для борьбы с деприватизацией -- это, на мой взгляд, странное объяснение",-- считает депутат. По словам Елены Николаевой, многие муниципалитеты отказывают гражданам в деприватизации. "Мы хотим упорядочить этот процесс. Я уже внесла в Госдуму законопроект, который закрепляет право на деприватизацию только за малоимущими",-- говорит она. Пока перспективы законопроекта неизвестны, но решение правительства Москвы поднять ставки соцнайма, очевидно лишь отсрочка решения вопроса о том, как должен выглядеть институт социального жилья, причем не только в столице. Пока соцаренда -- продолжение советских принципов права на жилище и безадресности соцподдержки. Повышение же ее стоимости до экономически обоснованных тарифов резко увеличит потребность в субсидиях на оплату социального жилья и заставит правительство Москвы и других регионов искать модель комплексной адресной поддержки беднейших домохозяйств. Общепринятого решения проблемы в мире нет. Что бы ни решили по этому вопросу в мэрии Москвы, правительстве или Госдуме -- необходимо обсуждение вопроса о том, будет ли рынок в РФ ориентироваться на Германию с преобладанием наемного жилья, распространенную в ЕС модель субсидирования ипотеки, "промежуточные" варианты, реализованные в США, или на создание собственной модели. По сути это вопрос уровня субсидирования беднейших домохозяйств, а масштабы такого налогового перераспределения будут определять и стоимость возведения соцжилья для госструктур и муниципалитетов. До 2012 года низкие тарифы соцнайма в Москве определялись переносом части платежа на застройщиков на растущем рынке. Но за сменой модели последовала стагнация на рынке жилья -- необходимость роста тарифов, очевидно, вызвана остановкой роста в 2014 году. Руководитель НП "Управдом" Евгения Юнисова при этом не верит в массовую деприватизацию жилья в Москве, предполагая "скорее единичные и частные случаи". "Добровольно отказываться от собственности никто не будет, даже если нет средств на оплату коммунальных платежей",-- считает она. Но заявки на деприватизацию так или иначе указывают на то, что выгоды от владения жильем уже оцениваются собственниками ниже расходов. Госпожа Николаева уже говорит о классе "нищих собственников" среди владельцев 83% жилой недвижимости вне госсобственности. Введение экономически обоснованных тарифов соцнайма ситуации не изменит, даже если мэрия Москвы ужесточит вступление в "очередь" на получение жилья -- поскольку само наличие "очереди" со времен СССР вызывается невозможностью решить жилищный вопрос. Введение платы за капремонт и снижение реальных располагаемых доходов дополнительно увеличат число нуждающихся в жилье в перспективе двух-трех лет -- Москва лишь первой подошла к выбору, с которым остальная часть страны столкнется позже. Во всех странах, столкнувшихся с проблемой социального жилья (в ЕС это 50-80 годы XX века, в США -- 70-е), социальную стабильность при ее решении обеспечивала работа политических механизмов. В России под такие задачи они не приспособлены.

Плата за социальное жилье в Москве вырастет в восемь раз
© ТАСС

Олег Сапожков, Иван Буранов, Дмитрий Бутрин

ВИДЕО ДНЯ:

Интенсивные столкновения в Киеве. Активисты против строительства ТЦ в Киеве

Рок-легенда Джо Линн Тернер из Deep Purple сыграет в Крыму "для людей"