"Закрытая выкладка" сигарет провоцирует контрафакт, считают в JTI
МОСКВА, 4 июн — РИА Новости/Прайм. Запрет открытой выкладки сигарет в розничных точках — один из факторов, способствующих распространению контрабандной и контрафактной табачной продукции, считают представители отрасли, опрошенные РИА Новости. Россия в 2014 году приняла ряд мер по борьбе с курением, в том числе ужесточила антитабачное законодательство, запретив с 1 июня 2014 года курить в заведениях общепита, поездах, самолетах, на кораблях, а также выкладывать табачные изделия в магазинах и продавать их в киосках. "В условиях запрета на открытую выкладку потребителю сложно определить, приобретает ли он легально произведенные сигареты или контрафактный товар", — полагает вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Киселев. Производители признают, что подтвержденных данных о прямой зависимости между данной запретительной мерой и увеличением доля контрафактных сигарет на рынке нет, но в то же время нет и доказательства того, что "закрытая выкладка" способствует снижению интереса к курению. "Данных о том, что запрет на открытую выкладку сигарет в рознице влияет на распространенность курения, нет. Это подтверждает и опыт таких стран, как Канада, Ирландия, Австралия или Финляндия, где подобные меры действуют дольше, чем в России", — указывает директор по корпоративным отношениям компании "БАТ Россия" Александр Лютый. "В то же время закрытая выкладка может способствовать распространению контрабандной и контрафактной табачной продукции. Недобросовестным продавцам проще продавать нелегальный товар из-под прилавка, чем с открытой витрины, а правоохранительным органам труднее определять, где продают поддельные сигареты", — рассуждает Лютый. "Показателен пример Канады: запрет на выкладку табачной продукции там начали внедрять с 2002 года, а уже в 2008 году доля нелегальной табачной продукции составляла в стране почти треть всего рынка", — отмечает директор по коммуникациям "Филип Моррис Интернэшнл" в России Ирина Жукова. "В России динамика роста нелегальной торговли также вызывает беспокойство. С 2013 года мы наблюдаем ежегодный прирост объема рынка нелегальных сигарет в размере 25-30%", — указывает Жукова. Табачные производители ожидают сокращения легального рынка сигарет в России в 2015 году на 9-12%, при том, что в 2014 году он снизился на 10,4%. По данным TNS, объем теневой торговли табачной продукцией вырос с 0,1% в 2010 году до 1,4% на конец 2014 года. При этом в период с 2013 по 2014 годы доля контрафактных сигарет увеличилась в 4 раза с 0,2% в 2013 году до 0,9% на конец марта прошлого года.
