Когда авторынок России выйдет в прибыль?

Россия в последние 10 лет всегда входила в топ-10 автомобильных рынков в мире. Так было даже в 2009 и 2008 гг. Сегодня авторынок РФ теряет до 50%. Каковы перспективы восстановления, нам рассказал Николаус Ланг, старший партнер и управляющий директор BCG. Российский авторынок через 5 лет вернется к пику продаж. Однако для этого доллар должен стоить 50-60 рублей, а нефтяные цены держаться на уровне 60-75 долларов за баррель. Так считает эксперт BCG Николаус Ланг. - Г-н Ланг, как вы оцениваете российский авторынок? Сравнивая Россию с другими мировыми рынками, мы должны понимать несколько вещей. Первое: Россия в последние десять лет, даже в кризисные времена, всегда входила в топ-10 автомобильных рынков в мире. Так было даже в 2009 и 2008 годах: в кризисные годы Россия занимала десятую строчку и не опускалась ниже. Так что это очень важный автомобильный рынок. Второй аспект, который надо принимать во внимание, заключается в том, что Россия - это наиболее волатильный рынок из этих 10 рынков. Особенной волатильностью российский рынок отличается среди крупных развивающихся рынков вроде Китая, Индии или Бразилии: если эти рынки могут колебаться на плюс-минус 5%, то российский рынок может колебаться на плюс-минус 30-50%, как мы это видели в 2009 году. И поэтому нам, как консалтинговой компании, очень трудно прогнозировать будущее. Но автопроизводителям в такой волатильной обстановке еще сложнее принимать инвестиционные решения. BCG следит за ситуацией на автомобильном рынке на протяжении последних 10-20 лет. Очевидно, что примеры 2009 года или прошлого и этого годов свидетельствуют о необходимости выработки собственного рыночного моделирования. Возвращаясь к вашему вопросу о том, как мы составляем наш прогноз, я могу сказать, что для моделирования будущего автомобильного сектора мы работаем по собственному рыночному моделированию BCG, основанному на данных по регистрации автомобилей, которое также учитывает примерно 20 факторов, вроде цены на нефть, процентные ставки, валютный курс, потребительские расходы, потребительское доверие. Это лежит в основе. - Почему вы определили именно пятилетний период для динамики рынка до 2020 года? - О будущем можно думать всегда, можно использовать шар предсказаний, для того чтобы прогнозировать, что будет через 20-30 лет. Мы считаем 5-летний период адекватным для прогнозирования, потому что это обозримое будущее для экономических и политических изменений, а также возможного влияния со стороны общества. Давать серьезные прогнозы относительно того, что будет после пятилетнего периода, довольно трудно. Второй момент, о котором я хотел бы сказать, касается конкретно России, которая является наиболее волатильным автомобильным рынком среди всех стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). И именно для России невозможно прогнозировать больше чем на 5 лет, потому что волатильность в России в несколько раз выше, чем в Бразилии, Китае или Индии. - Если сравнить этот период с предыдущим кризисом, то как он повлиял на рынок и восстанавливается ли он сейчас? - В 2009 году падение на рынке было очень резким. В период с 2008 по 2009 годы падение составило около 50%. Сейчас, по сравнению с докризисным периодом, мы также видели существенное снижение. Я бы сказал, что мы верим в грядущее восстановление. Как мы отметили в своем прогнозе, мы считаем, что к 2020 году рынок выйдет более или менее на докризисный уровень в 2,8 млн автомобилей. Но для этого нужен адекватный диапазон валютного курса, более или менее разумный уровень цен на нефть, а также политическая стабильность. В таких условиях рынок может вернуться к уровню в примерно 3 млн автомобилей. - Можно ли ожидать постепенного роста? На сколько процентов? - Если предположить, что мы достигнем отметки в 2,8-3 млн автомобилей к 2020 году, то это означает, что средний рост будет около 10% в год. - Какие рыночные игроки будут терять свои позиции? - В России надо различать три типа автопроизводителей: есть местные автопроизводители, есть автопроизводители, которые локализуют производство, и есть импортеры. Импортеры однозначно будут находиться в очень сложной ситуации. Для примера: в 2008 году в России 48% всех автомобилей приходилось на импортные автомобили. В 2014 году этот показатель составлял примерно 29%. То есть объем новых импортных автомобилей на дорогах снизился с половины до одной третьей. А сейчас этот показатель даже ниже того, что был в 2014 году, потому что из-за девальвации рубля стало очень трудно продавать в России автомобили, которые были произведены в США, в Европе, Японии, Корее. - Каковы основные риски и проблемы для конкурентов? - Я думаю, что любой российской или иностранной компании, которая сильно зависит от импорта автомобилей, будет очень трудно добиться адекватного уровня прибыльности в ближайшие один-два года без резкого повышения цены. И это, конечно, может ослабить их рыночную позицию. - Кто выигрывает в кризис? - Выигрывают во время кризиса два вида игроков. Первые - это местные игроки на фоне высокой степени локализации производства и меньшей зависимости от колебаний рубля. И вторые - это международные игроки, которые работают по декрету 166 и в значительной степени локализуют свое производство. Я думаю, что чем больше компания зависит от импорта автомобилей или компонентов, тем труднее ей будет добиться устойчивой прибыльности бизнеса в России. - Какое участие властей необходимо в отрасли? - Меня часто спрашивают, на чем основан мой оптимизм относительно российского автомобильного рынка и почему BCG считает, что рынок вернется к объемам в 3 млн авто. Так вот причина в том, что основы российской экономики по-прежнему открывают большие перспективы для роста рынка. В России на 1 тыс. жителей приходится 295 машин. В США этот показатель составляет 770 машин на 1 тыс. жителей, а в Западной Европе - 600 автомобилей на 1 тыс. жителей. То есть мы придерживаемся положительного взгляда на перспективы на фоне того, что уровень использования автомобилей в России наполовину ниже показателей развитых рынков. Я считаю, что на фоне такого сильного отличия показателя в России от показателя развитых рынков в стране существуют большие перспективы роста. Теперь возвращаюсь к вашему вопросу о том, что может сделать правительство для улучшения перспектив. Я думаю, что тут есть три очень четких вещи. Первое - диверсификация экономики: чем сильнее диверсифицирована российская экономика, чем меньше она зависит от нефти и газа, тем стабильнее будет экономическая обстановка. Второе - инвестиции в инфраструктуру: это один из важнейших пунктов для развития автомобильного сектора. И третье - очень четкие и сосредоточенные действия для развития российской автомобильной отрасли, не только самих производителей, но и базы снабжения, которой необходимо развитие. На мой взгляд, это три аспекта, которые помогут увеличить показатель в 295 автомобилей на 1 тыс. жителей до 400 или 500 автомобилей на 1 тыс. жителей. Наш базовый сценарий, согласно которому объем рынка к 2020 году составит 2,8 млн автомобилей, предполагает стоимость нефти в диапазоне 60-75 долларов, курс рубля в диапазоне 50-60 рублей за евро, а также очень четкие и сосредоточенные действия властей по тем трем направлениям, которые я описал выше. - Каковы основные выводы вашего прогноза? - Основная идея прогноза заключается, во-первых, в том, что BCG верит в российский автомобильный рынок на фоне фундаментальных отличий российской экономики от западной, которые открывают большой потенциал для роста. Во-вторых, мы считаем, что правительству необходимо создать правильную программу для развития автомобильного сектора, предполагающую улучшение инфраструктуры, диверсификацию экономики, а также четкие действия в автомобильном секторе. И, в-третьих, мы считаем, что местные локализованные производства или производства, которые находятся в партнерских отношениях с местными игроками, получат большую выгоду от текущей рыночной ситуации по сравнению с теми, кто зависит от импорта. BCG исследует российскую автомобильную отрасль больше десятилетия. За это время было две серьезных сложных ситуации: одна была в 2009 году, когда рынок упал на 50%, и сейчас, когда мы наблюдаем серьезную реструктуризацию рынка.

Когда авторынок России выйдет в прибыль?
© Вести Экономика