В Москве рестораны все чаще "бойкотируют" кредитные карты
В весьма неприятной ситуации оказались на этой неделе посетители некоторых магазинов и ресторанов. Выбрав нужный товар или пообедав, они не смогли привычно расплатиться банковской картой. Торговые точки попросту отказались принимать кредитки. Сослались на "временный сбой". Однако скоро выяснилось, что сбой этот уже больше похож на новое правило. Так почему банковские карты теперь не в чести? Есть ли тут умысел? И что может толкнуть бизнесменов вернуться к наличным? Вкуснейший суп, на второе - спагетти и, конечно, чашечка ароматного кофе. В финале настаёт момент платить по счету. И, вроде бы, ничего не может испортить впечатление о вечере. Если бы не одно но. "Простите, но мы карты не принимаем". Эта фраза в московских ресторанах, последние несколько месяцев, стала звучать заметно чаще. В то время, как доля безналичного расчета во многих заведениях переваливает за половину, такая тенденция выглядит, как отказ владельцев общепита шагать в ногу со временем. Действительно ли дело в технических неполадках – вопрос спорный. Но то, что безналичный расчет приносит различные неудобства владельцам ресторанного бизнеса, – очевидно. Кроме того, что иметь наличку попросту приятней, ей, как и раньше, проще решать оперативные вопросы. Оплачивать услуги музыкантов, мелких поставщиков продуктов, сантехника наконец. Некоторые рестораторы называют отказ от электронного денежного оборота заботой о посетителях. Плохое покрытие Интернета, отсутствие соединения с банком, неисправность карты или терминала - все это замедляет процесс оплаты, и людям приходится ждать. Старя добрая наличка безотказна в этом отношении. Главное в такой ситуации, чтобы забота не стала неприятным сюрпризам для клиента. В противостоянии пластиковых карт и банкнот, кажется, больше всего страдают официанты. Чаевые - значительная часть заработка обслуживающего персонала. Электронные деньги в карман не положишь. Европейский ресторанный бизнес, где доля безнала значительно выше, чем в России, уже успел подстроиться под современные условия. Не редкость, когда в предварительном чеке есть строка "Сколько вы желаете оставить чаевых?" В московских ресторанах к этому пока не пришли, но официантов, тем не менее, стараются не обижать. Но все же основной причиной бойкотирования кредиток эксперты считают желание сэкономить на банковском обслуживании. За каждую операцию финансовые учреждения взимают 3, а то и 5 процентов от проводимой суммы. Рестораны, в условиях кризиса, всеми способами стараются сохранить прибыль. В Европе банковские комиссионные фиксированы и не превышают одного процента. В России эта ставка пока не регулируется. Реформы, проводимые в финансовом секторе страны, и введение национальной платежной системы позволят этот процент закрепить на неком оптимальном уровне. И вот тогда смысла манипулировать наличным и безналичным расчетами не останется, как и причин для конфликтов на этой почве. Виктор Прокушев, Максим Сидоренко, Константин Степанов-Молодов, "ТВ Центр".
