Забыть все
Государственная дума во втором чтении одобрила нашумевший «закон о забвении» в интернете. Уже в скором времени граждане России смогут потребовать от интернет-поисковиков удалять информацию, которую они сочтут «недостоверной» или «неактуальной». Пожалуй, главный вопрос состоит в том, что это будут за граждане, и с какой целью они воспользуются приятной заботой государства о праве на конфиденциальность личных данных. Как часто бывает в законодательных новациях последних лет, формально закон соответствует мировой юридической практике, но национальный дьявол кроется в деталях. Сама идея о «праве на забвение» получила правовое оформление в Европе в прошлом году после того, как некий гражданин Испании выиграл суд по поводу статьи, в которой он был назван должником. Газета, ее опубликовавшая, удалять заметку отказалась, сославшись на то, что в момент публикации информация соответствовала действительности. Поэтому претензии перешли к поисковику Google, которому, по решению суда, пришлось удалить ссылку на материал в поисковой выдаче. в первый день после судебного иска Google получил свыше 12 тыс. аналогичных требований. Всего же за год их оказалось 270 тыс., а удалить предлагается свыше миллиона ссылок. Пристальное внимание российских законодателей к новейшим тенденциям в западном праве чревато рядом далеко идущих последствий для отечественной интернет-индустрии и для общества в целом. И нельзя сказать, что эти последствия из разряда радостных и прогрессивных. Еще в момент первичного рассмотрения законопроекта представители нашей интернет-отрасли были крайне обеспокоены. По данным СМИ, недовольны законом были и в Минкомсвязи, и в профильном комитете Госдумы. Ко второму чтению некоторые предложения профессионалов индустрии вроде как учли, Помимо «недостоверной» поисковики теперь должны будут удалять также информацию, «утратившую значение для заявителя». В первоначальном варианте удалению, по желанию гражданина, подлежали сведения о событиях трехлетней и более ранней давности. Теперь нет и этого срока. И не так уж сложно представить себе требования об удалении информации о покупке каким-нибудь «слугой народа» дворца неопределенной стоимости. Так это же было целую неделю назад, скажет он, и это давно потеряло всякое значение! Все заботы по удалению информации в России, как до этого в Европе, будут возложены на сами поисковики. Но с одной существенной разницей: в западных странах поисковые сервисы имеют право отказать в удалении ссылок, которые, по их мнению, имеют общественную значимость. Для решения спорных ситуаций был создан специальный надзорный орган, исполняющий функции третейского судьи. В нашей стране ничего такого не предусмотрели, зато поставили над поисковиками суд. С самого начала профессионалы интернет-индустрии предположили, что поисковикам будет проще автоматически удалять информацию, чтобы только не ввязываться в судебные прения – с большой вероятностью за собственный счет. Ведь в нашей стране публичная репутация интересует не многих, но, как правило, весьма влиятельных людей. Некоторые из них, как и тот самый «народный избранник» из нашего примера выше, скорее всего, предпочли бы, чтобы этой публичной репутации не было вовсе. И вспомнили бы о ней разве что перед очередными выборами. И почему-то кажется, что, даже если поисковики окажутся неожиданно строптивыми и обратятся в суд, вряд ли он непременно примет решение в их пользу. Благодаря всему этому на наших глазах может создаться своеобразная каста «неизвестных отцов», как у братьев Стругацких, которые будут надежно защищены от слишком пристального внимания своих сограждан. И это все, не говоря о сугубо экономических аспектах. Установка необходимого оборудования для исполнения «закона о забвении» недешево обойдется нашим интернет-компаниям. К тому же исковое заявление, согласно тексту законопроекта, нужно будет подавать по месту жительства. Интернет-компаниям придется нанять целый штат региональных юристов, а о многих исках они просто не будут знать. То есть принимаются объективно вредящие рыночным компаниям решения, исполнение которых те еще и вынуждены оплачивать из собственных средств. Между тем интернет-индустрия – одна из немногих, которой Россия действительно может гордиться. Зарубежные IT-компании у нас постоянно сталкиваются с сильной конкуренцией локальных игроков. У нас есть собственный мощный поисковик, аналогичный есть только в Штатах и Китае. Теперь же под лозунгами импортозамещения и независимости отечественного цифрового сегмента конкурировать с Западом нашим компаниям станет еще сложнее. И чьими «агентами», интересно, являются депутаты, принимающие такие законы? Другие актуальные материалы ежедневно на ваш e-mail: