Корветы проекта 20380. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Корабли проекта 20380 - серия многоцелевых корветов (сторожевых кораблей) ближней морской зоны. Проект разработан Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз" (Санкт-Петербург) в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Генеральный конструктор - Александр Шляхтенко, главный конструктор - Игорь Иванов. Предназначен для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы. Длина корвета составляет 104,5 метра, ширина - 13 метров, осадка - 7,95 метра. Полное водоизмещение - 2,2 тыс. тонн. Скорость полного хода - до 27 узлов, дальность плавания - 3,5 тысяч морских миль (около 6,4 тыс. км). Автономность плавания - 15 суток. Экипаж - 99 человек. Главная энергетическая установка - двухвальная дизельная (два агрегата ДДА12000 мощностью по 12 тыс. л. с. каждый) российского производства. Вооружение - пусковые установки противокорабельных ракет "Калибр" или "Уран" (в зависимости от модификации корабля), зенитный ракетный комплекс "Кортик-М" или "Полимент-Редут", две артиллерийских установки АК-630М калибра 30 мм, артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм, две пулеметные установки калибра 14,5 мм и два гранатомета ДП-64. Противолодочная и антиторпедная защита - два торпедных аппарата комплекса "Пакет" калибра 330 мм. На корабле может базироваться вертолет Ка-27. Модификации: 20380П и 20383 - проекты пограничных сторожевых кораблей, 20382 - экспортный вариант (не реализованы). 20385 - модернизация базового проекта с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением, 20386 - перспективный проект корвета нового поколения с модульным вооружением и возможностью базирования беспилотного летательного аппарата "Горизонт". В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще двух. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 годы Министерство обороны РФ в 2011 году заключило с ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако директор по маркетингу "Северной верфи" Леонид Кузьмин сообщил 20 мая 2015 года, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля ("Гремящий" и "Проворный") с заменой импортных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по проекту 20380. Головной корабль проекта 20380 "Стерегущий" (бортовой номер 530, заводской - 1001) был заложен 21 декабря 2001 года на "Северной верфи", спущен на воду 16 мая 2006 года, в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 года. Первый серийный корвет - "Сообразительный" (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 года на "Северной верфи", спущен на воду 31 марта 2010 года, в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 года. Второй серийный корвет - "Бойкий" (бортовой номер 532, заводской 1003), заложен 27 мая 2005 года на "Северной верфи", спущен на воду 15 апреля 2011 года, в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 года. Третий серийный - "Совершенный" (заводской номер 2101), заложен 30 июня 2006 года на ОАО "Амурский судостроительный завод" (далее - Амурский ССЗ) в Комсомольске-на-Амуре, выведен из эллинга 22 мая 2015 года, сдача ожидается до конца 2015 года. Четвертый серийный - "Стойкий" (бортовой номер 545, заводской 1004), заложен 10 ноября 2006 года на "Северной верфи", спущен на воду 30 мая 2012 года, в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 года. Пятый серийный - "Громкий" (заводской номер 2102), заложен 20 апреля 2012 года на Амурском ССЗ, спуск на воду ожидается в 2015 году. Закладка шестого серийного корабля "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" (заводской номер 2103) состоялась на Амурском ССЗ 22 июля 2015 года. Корвет назван в честь матроса с миноносца "Быстрый" Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 года предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 года Алдар Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации. На Амурском ССЗ согласно контракту готовится строительство еще трех корветов и еще на два корабля имеется опцион. На "Северной верфи" ведется строительство двух корветов по переработанному проекту 20385. Корабль "Гремящий" (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 года, "Проворный" (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 года, спуск обоих корветов на воду ожидается в 2015 году. Планируется к закладке корвет "Способный" под заводским номером 1007. Еще два корвета, "Ретивый" (заводской номер 1008) и "Строгий" (заводской номер 1009) заложены 20 февраля 2015 года. Контрактом предусмотрено строительство еще четырех кораблей (заводские номера 1010-1013).