Войти в почту

Депутаты предлагают возвращать 13% от цены при покупке автомобиля

Россиянам могут дать возможность вернуть 13% средств, потраченных на покупку отечественного автомобиля. Депутаты Госдумы от фракции ЛДПР Андрей Свинцов и Ярослав Нилов подготовили поправки в Налоговый кодекс РФ, которые вводят налоговый вычет на приобретение машины российского производства — покупатели смогут вернуть не более 65 тыс. рублей (документ находится в распоряжении «Известий»). По мнению депутатов, возможность вернуть часть средств будет способствовать развитию российского автопрома. Сами производители говорят, что эта мера важна в условиях падающего спроса, однако эксперты уверены, что необходимо учесть ряд ограничений — определить конкретный перечень автомобилей и предоставлять «скидку» только для россиян, которые покупают машину в первый раз. Как отмечают депутаты, экономический кризис серьезно сказался на автомобильной промышленности, в связи с чем требуется принятие дополнительных мер по поддержанию отрасли. Поправками в статью 220 НК РФ вводится «имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на покупку нового автомобиля российского производства». Максимальная сумма вычета ограничена 500 тыс. рублей, то есть при покупке автомобиля россияне смогут вернуть не более 65 тыс. рублей. При этом «повторное предоставление налогового вычета не допускается». Предполагается, что дополнительных средств из бюджета не потребуется, поскольку налоговый вычет должен осуществляться из средств, выделяемых для реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на 2012–2020 годы. Общий объем финансирования подпрограммы «Автомобильная промышленность» составляет почти 800 млрд рублей. «2014 год и первое полугодие 2015 года продемонстрировали негативные тенденции в автомобильной промышленности. С одной стороны, серьезно упали объемы производства, выросли цены на автомобили, с другой — произошел серьезный спад спроса на автомобили», — говорится в пояснительной записке. По мнению депутатов, принимаемых государством мер — программы утилизации, льготного кредитования и автолизинга — недостаточно. «Налоговый вычет позволит облегчить финансовую нагрузку на граждан России, а также будет способствовать развитию российского автопрома, что позволит стабилизировать финансовую ситуацию и сохранить рабочие места на ключевых предприятиях отрасли». Депутаты приводят данные Минэкономразвития: сокращение рынка автомобильной техники в январе–апреле 2015 года составило 37,2% по сравнению с прошлым годом. Наибольшее падение объемов продаж наблюдается на рынке легковых автомобилей — 38,3%. За четыре месяца произведено 510,2 тыс. автомобилей, что почти на 24% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Исполнительный директор объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин подтвердил, что такая мера поможет поднять спрос. — Любое снижение стоимости, конечно, помогает. Но мера касается больше простых потребителей, то есть рынок легкового транспорта, а что делать с коммерческим? — говорит Коровкин. — Стимулирование спроса — это косвенная поддержка автопрома. Безусловно, надо развивать возможность потребителя приобретать автомобили. Сейчас у россиян нет денег обновлять технику, а мы не можем производить продукцию «на склад». В пресс-службе УАЗа отметили, что «в условиях падающего спроса такая мера крайне важна как дополнительный стимул роста продаж». Начальник пресс-центра ОАО «АвтоВАЗ» Сергей Ильинский уверен в том, что введение налогового вычета поможет российским автопроизводителям выйти из кризиса. — Главные трудности, с которыми автопром столкнулся в кризис, — это снижение покупательской способности наиболее уязвимой части населения и снижение спроса до 40%. При этом продажи LADA сократились не так сильно — на 27%, — говорит он. — LADA увеличивает рыночную долю — в том числе за счет государственных программ по стимулирования спроса (утилизация, trade-in, лизинг). В Госдуме к инициативе отнеслись неоднозначно. Член комитета по бюджету и налогам Госдумы Раиса Кармазина считает, что автомобиль — это товар не первой необходимости, чтобы на его покупку вводить какие-то льготы. — Это не первоочередные траты для семьи. Мы не решили жилищную проблему для детей-сирот, детей-инвалидов, которые нуждаются в крыше над головой. У нас есть конституционные обязательства, и под них рассчитана налоговая база, в том числе и НДФЛ, который в стопроцентном объеме остается в регионах. Таким образом мы опять режем бюджеты субъектов, что не позволит им решить более важные проблемы, чем поддержка автопрома, — сказала Кармазина. В то же время зампред комитета ГД по транспорту Александр Старовойтов считает, что без поддержки автопрома в России будет расти уровень безработицы. — Падение производства сказывается в первую очередь на сотрудниках, начинаются массовые сокращения, серьезные социальные недовольства. Предприятия автопромышленности часто являются градообразующими, там работает большинство граждан. Однако важно поддерживать только тех производителей, у которых весь цикл производства происходит в России, а не тех, кто занимается перепродажей, — отметил Старовойтов. Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что налоговый вычет должен распространяться только на тех, кто еще не является собственником автомобиля. — Эту меру нужно применять только для покупки именно первого автомобиля. Во-первых, чтобы льготами не пользовались те, кто берет второй-третий автомобиль. Во-вторых, чтобы не началось массовое «отоваривание» с целью дальнейшей перепродажи, — говорит он. — Кроме того, правильно определить список автомобилей, на которые будет распространен налоговый вычет, а не использовать размытую категорию «российское производство». Отметим, что сейчас россиянам положены налоговые вычеты на покупку или продажу недвижимости, на обучение, на лечение и медикаменты, на пожертвования и пр. В начале лета Министерство культуры выступило с предложением возвращать 13% цены путевки на российские курорты, чтобы стимулировать граждан путешествовать по своей стране.

Россиянам могут дать налоговый вычет на покупку машин
© ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев