Войти в почту

На пути к черноморским портам

Вопросы развития и модернизации транспортной инфраструктуры юга страны, включая Крым, обсуждались на совещании в Новороссийске. Владимир Путин начал с паромной переправы в Крым, отметив, что она стала работать лучше – таких очередей, как в прошлом году, уже нет. Но главу государства тревожит качество обслуживания, особенно «нужно подумать о пожилых пассажирах, семьях с детьми, инвалидах». Перейдя к портам, президент сказал, что «роль южных ворот России во внешнеторговом обороте и транзите уверенно растёт». Грузооборот в южных портах в прошлом году вырос более чем на 11% по сравнению с предыдущим. Включая Крым, это почти 200 млн тонн грузов, по сути, треть общероссийских грузопотоков. Повысилась и загруженность железнодорожных путей, обеспечивающих терминалы и причалы. В прошлом году перевезено на 8% больше грузов, чем в 2013-м, – около 68 млн тонн. Дальнейший рост президент связал с модернизацией подъездных автомобильных и железнодорожных линий. «Сейчас для каждого порта юга России важно определить оптимальное сочетание инфраструктуры, чтобы не допустить возникновения «узких» мест», – подчеркнул Владимир Путин. Среди первоочередных задач – строительство обходных путей для Краснодарского железнодорожного узла. Министр транспорта Максим Соколов рассказал, что объём перевалки грузов в морских портах за последние 15 лет вырос в 3,5 раза, а по итогам первого полугодия 2015 года растёт примерно на 3,5%. Говоря о железнодорожных подходах к северо-западным портам, министр упомянул об открытии рабочего движения по железнодорожному обходу Лосево – Каменногорск – Выборг, что позволит вывести грузовое движение с основного хода Октябрьской дороги к портам Высоцк, Приморск, Выборг. В соответствии с инвестпрограммой РЖД идут работы по реконструкции участка Мга – Веймарн – Ивангород, в Усть-Луге построена крупнейшая в Европе сортировочная горка, которая позволит обеспечивать пропускную способность 47 пар грузовых поездов. Осенью этого года, как заявил министр, будет завершено строительство подходной дороги к Усть-Луге от трассы «Нарва», а в ноябре откроется крупнейший на Финском заливе контейнерный терминал Бронка, реализующий стратегию вывода портовых терминалов за городскую черту. – Канал сделали? – спросил президент. По словам министра, подходной канал сделан и корабли уже подходят к терминалу, но в полном объёме порт начнёт работу в начале ноября. Максим Соколов сообщил также, что проект по развитию железнодорожных подходов к Мурманскому порту, который реализуется с прошлого года, в 2018-м будет завершён. По прогнозам Минтранса, объём перевалки грузов в портах Азово-Черноморского бассейна в 2020 году увеличится до 281 млн тонн, а к 2030-му превысит 300 млн тонн. Самую большую долю в общем объёме – свыше 60% – занимает порт Новороссийск. Объём грузопотоков в направлении южных портов железнодорожным транспортом в 2014 году достиг 68 млн тонн, а к 2025 году суммарный грузопоток составит порядка 140 млн тонн. Провозная способность железных дорог к этим портам, считает Максим Соколов, «может быть увеличена за счёт использования тяжеловесных составов после реконструкции соответствующих подъездных путей, перераспределения части наливных грузов в трубопроводную систему и за счёт переключения грузопотоков из малых портов бассейна в порты глубоководные». По мнению главы Минтранса, это будет возможно только после реализации двух основных проектов: реконструкции воронежского хода и Краснодарского железнодорожного узла. Общий объём финансирования этих проектов – 166 млрд руб., в том числе за счёт средств ФЦП – 88 млрд руб. Между тем дефицит финансирования реконструкции участка Им. Максима Горького – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла составляет примерно 35 млрд руб. Министр транспорта попросил президента дать поручение по восстановлению финансирования обхода Краснодарского узла в полном объёме.

На пути к черноморским портам
© Газета «Гудок»