Сфера услуг погружается в пессимизм
После незначительного улучшения деловая активность российской сферы услуг в августе вновь ухудшилась. Такой вывод следует из опубликованного вчера исследования компании Markit. Ухудшение настроений оказалось самым сильным с марта 2015 года. Тем не менее у многих бизнесменов сохраняются надежды на рост. Некоторые предприятия, несмотря на сегодняшний спад, ожидают восстановления деловой активности в ближайшие 12 месяцев. В августе деловая активность российского сектора услуг вновь снизилась, следует из исследования Markit. «Слабый рост новых заказов в сфере услуг негативно отразился на деловой активности. Последние данные указали лишь на незначительный рост новых заказов. Компании сообщили об отсутствии средств у клиентов на фоне свидетельств о сложной экономической ситуации», – сообщают в компании. Падение российского рубля также усилило ценовое давление. Напомним, уровень деловой активности, в том числе и в сфере услуг, определяется индексом PMI (Purchasing Manager’s Index), значение которого выше отметки в 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а ниже 50 – на ее спад. По итогам же августа индекс снизился до 49,1 пункта с 51,6 пункта месяцем ранее. В результате его значение в последнем месяце лета стало худшим с марта. «После первых признаков улучшения в июле российская сфера услуг споткнулась в августе. Похоже, много вопросов исходит из сложной экономической ситуации, которая подрывает спрос», – указывает старший экономист Markit Пол Смит. Отсутствие роста новых заказов стало основным фактором, определившим спад активности. Но спад оказался не фронтальным. Он, в частности, мало затронул транспорт, а также сектор отелей и ресторанов. Худшим с марта оказалось и значение индекса нового бизнеса. Если одни – гостиницы и рестораны – смогли извлечь выгоду, то остальных сложная экономическая среда и отсутствие средств у клиентов заставили сокращать новый бизнес. Меньшие потери в индустрии гостеприимства (сектор HoReCa – то есть Hotel, Restaurant, Cafe) можно объяснить попытками властей стимулировать развитие внутреннего туризма. Вчера глава Ростуризма Олег Сафонов пояснил ТАСС, что именно падение курса рубля стимулирует развитие туристической отрасли в России. «Для роста экономики страны важен внутренний туристический поток, который сейчас растет. Определенным образом рост курса иностранной валюты стимулирует развитие экономики в туристической отрасли», – рассказал он. Заметим, в начале этой недели в Российском союзе туриндустрии (РСТ) констатировали обратную тенденцию: девальвация рубля почти не привела к росту спроса на внутренний туризм. «После резкого падения рубля в августе количество запросов на туры сократилось на 18%. Самое заметное снижение произошло на российских курортах. Заметнее всего – на 33% – снизился спрос на курорты Черноморского побережья», – цитировал Интерфакс слова пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной.
