Рестораны в кризисе, фастфуд в плюсе
За последний год много было разговоров о том, что рестораны и кафе переживают в России далеко не самые лучшие времена. И действительно, многие бары, кафе и рестораны за прошедшие 12 месяцев не выдержали непростых экономических условий и закрылись. Одни не потянули арендную плату, другие оказались не готовы к существенному падению количества посетителей, третьи не захотели работать себе в убыток и либо увеличили цены на блюда, либо уменьшили вес этих самых блюд. Одним словом, у каждого есть своя причина для прекращения деятельности на ниве питания. Но есть заведения, на которых кризис не только не влияет, но даже позволяет повышать доходы. Речь идет о фастфуде. По оценкам компании NPD Group Russia, с января по нынешний день поток посетителей в заведениях быстрого питания увеличился на весьма приличную сумму — на 7 процентов. Лидеры рынка заведений быстрого питания все те же, что и пару лет назад. На первом месте идет "Макдоналдс", вторую позицию занимает KFC, а своеобразная "бронза" досталась Burger King. Вся эта тройка лидеров увеличила количество ресторанов в крупнейших городах России сразу на 21 процент. Проведенные исследования также установили, что выручка этих сетей выросла в среднем на 15 процентов. Но эксперты утверждают, что в этом нет ничего удивительного — рестораны быстрого питания традиционно показывают хорошие результаты во время общего падения рынка. "Средние ценовые заведения или закрываются, или повышают свои цены, туда прекращает ходить народ из-за соотношения цена-качество, которое их не устраивает, — говорит по этому поводу президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. — Люди перемещаются, в том числе в "Макдоналдс“, в KFC и Burger King, где их устраивает обслуживание и соотношение цена-качество. В кризис в 1998 году у "Макдоналдса“ становились выше продажи намного, точно так же и в 2008 году, и мы наблюдаем эту тенденцию по всему миру". Интересно, что заведения быстрого питания вышли на лидирующие позиции еще в прошлом году. В настоящее время на сегмент фастфуда в России приходится в среднем не менее 30-40 процентов всех продаж общепита. В стране работает порядка 1500 заведений быстрого питания, а в 2013 году продажи фастфуда превысили 1 триллион рублей. Но далеко не все эксперты уверены, что заведения быстрого питания выживут. В качестве примера можно привести сети фастфуда с русской кухней, которые практически в полном составе терпят серьезные убытки. "Поток посетителей заметно растет только в иностранных сетях фастфуда", — говорит по этому поводу член правления Ассоциации предпринимателей быстрого питания Олег Сухотин. Надо признать, что российские столовые и уличные точки общепита продолжат терять клиентов и в дальнейшей перспективе. То же самое будет происходить и с ресторанами, барами и кафе. "К сожалению, многие рестораны не переживут нынешнюю непростую экономическую ситуацию, — говорит эксперт агентства по аренде недвижимости "Best-дом" Светлана Лядова. — В этом плане тяжелее всего приходится заведениям, которые расположены в Центральном административном округе Москвы. Дело в том, что здесь самая дорогая аренда, платить ее при падении количества посетителей довольно сложно. А вот иностранный фастфуд наверняка выживет в российской столице. Клиенты привыкли, например, к недорогому "Макдональдсу". Именно по этой причине заведения зарубежного фастфуда не теряют свои позиции".
