Нарышкин призвал парламентариев к "сверхнапряженной работе"
Проект бюджета-2016 был внесен в Госдуму позже, чем обычно, но это не значит, что депутаты будут работать над документом в спешке. Спикер ГД Сергей Нарышкин призвал парламентариев к "сверхнапряженной работе". Одна из главных проблем - неэффективность трат: ситуацию предстоит исправлять как раз при помощи парламентского контроля. Комитеты Госдумы по бюджету и налогам, по финрынку и по экономполитике провели совместное заседание, на котором обсуждался главный финансовый документ. На пленарном заседании 13 ноября проект бюджета страны будет рассмотрен в первом чтении одновременно с основными направлениями денежно-кредитной политики на 2016 год и целым пакетом налоговых инициатив бюджетообразующего характера. Второе и третье чтение запланированы на первую неделю декабря, сказал Сергей Нарышкин. Напомним, что, согласно проекту, дефицит бюджета составит 2,36 триллиона рублей, или 3% ВВП. Расчетная инфляция не превысит 6,4%. Спикер Госдумы подчеркнул, что парламент несет ответственность за результат бюджетного процесса. Он напомнил, что законопроект был внесен позже, чем обычно (в правительстве ранее попросили дополнительное время, чтобы тщательнее произвести расчеты). "Время у нас для анализа, для подготовки рассмотрения этих документов сокращается, - предупредил Нарышкин. - Но это не значит, что должно быть потеряно качество нашей работы". В связи с этим нужно нацелиться на "сверхнапряженную и сверхответственную работу", добавил спикер Госдумы. Депутатам придется скорректировать график работы и сделать первую неделю декабря неделей пленарных заседаний. Соответствующее поручение спикер уже дал думскому комитету по регламенту. Сергей Нарышкин, кроме того, напомнил о том, что ключевым критерием бюджетной политики сегодня становится эффективность бюджетных расходов. "Государство не может позволить себя траты, которые не дадут реального конкретного результата в абсолютно определенные периоды времени", - констатировал он. Парламентарий напомнил о проблеме незавершенного строительства в рамках федеральной адресной инвестиционной программы. В этом году, по данным Счетной палаты, из нескольких сотен таких объектов завершено только 20. Речь о значительных средствах: общий объем бюджетных ресурсов, который планируется направить на выполнение ФАИП, превышает 1 триллион рублей. Ситуацию с незавершенным строительством нужно исправлять с помощью парламентского контроля, считает спикер Госдумы. "Я убежден в том, что просто необходимо, чтобы новые объекты предлагались к финансированию только в том случае, если вся необходимая документация, проектно-сметная документация, результаты государственной экспертизы представлены в парламент вместе с проектом бюджета", - подчеркнул он. 3 июля Госдума уже приняла поправки в Бюджетный кодекс, которые предусматривают необходимость документального обоснования по всем включениям новых объектов в федеральные адресные инвестиционные программы. Из лимита по проектному финансированию в 100 млрд рублей сейчас выбрано 40,8 млрд рублей, сообщила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в Госдуме. "Есть целый набор программам, который позволяет применять специальные инструменты, точечные инструменты. Приведу свежие цифры. Например, проектное финансирование - из 100 млрд сегодня выбрано 40,8 млрд рублей", - сказала она. По инструментам поддержки малого и среднего бизнеса из лимита в 50 млрд рублей выбрано 33,4 млрд рублей, по поддержке несырьевого экспорта - из 50 млрд рублей выбрано 16,3 млрд рублей, по военной ипотеке - из 30 млрд выбрано 20 млрд рублей. "Эти инструменты востребованы, пока лимиты есть, которые позволяют ими пользоваться", - отметила Э.Набиуллина, подчеркнув, что они применяются таким образом, чтобы денежно кредитная политика достигала заявленных целей. Как сообщалось, ЦБ не менял ставки по специализированным инструментам рефинансирования с декабря 2014 года - с тех пор ключевая ставка ЦБ была сначала резко повышена, а затем постепенно снижалась. Ставка по кредитам ЦБ под залог прав требования по кредитам и облигациям на финансирование инвестпроектов, а также по кредитным договорам, обеспеченным договорами страхования ОАО "ЭКСАР", осталась на уровне 9%. Ставка по межбанковским кредитам МСП банка, обеспеченным залогом прав требования и выдаваемым для финансирования малых и средних предприятий, сохранилась на уровне 6,5% годовых. Процентная ставка по кредитам Банка России, обеспеченным закладными, выданными в рамках программы "Военная ипотека", осталась на уровне 10,75%.
